Профилактика нарушений осанки и плоскостопия Причины нарушения осанки

Как определить нарушение осанки у ребенка?

Диагностика
плоскостопия
на визуальном
плантоскопе.

Визуальная
экспресс-оценка
степени продольного
уплощения стопы
при плантоскопии

Установка
пациента.

Стопы
параллельны
друг другу, на
ширине ~ 5-10 см друг
от друга (на
ширине «клинической
базы») и выставлены
таким образом,
чтобы точки
А и А’ лежали
на одной прямой.

Точки
А и А’ – наиболее
выступающие
точки внутреннего
(медиального)
края отпечатка
пятки и плюсневого
отдела стопы.

Точка
Р – середина
расстояния
АА’.

Линия
PQ – перпендикуляр
к линии АА’.

Точки
Qи P’ соответствуют
наружному и
внутреннему
краю зоны анемии
опорной части
среднего отдела
стопы.

Оценка
степени уплощения
делается по
расположению
границ зоны
анемии в среднем
отделе стопы
по отношению
к третям перпендикуляра
PQ.

У
новорожденного
своды стопы
отсутствуют
(так же, как и
физиологические
изгибы позвоночного
столба). Начало
формирования
сводов стопы
связано с началом
прямохождения.
У взрослого
человека ширина
опорной части
продольного
свода в норме
составляет
приблизительно
? от ширины всей
стопы в средней
её части.

Дети
до 3-4 лет – граница
зоны анемии
расположена
в середине
внутренней
трети перпендикуляра
PQ (физиологическое
плоскостопие,
если оно не
сопровождается 
вальгусным
отклонением
пяточного
отдела стопы
более 7 %.

Дети
5-7 лет – граница
зоны анемии
расположена
на границе
внутренней
и средней третей
перпендикуляра
PQ.

Дети
8-18 лет – граница
зоны анемии
расположена
в середине
средней трети
перпендикуляра
PQ.

Взрослые
– граница зоны
анемии расположена
в середине
средней трети
перпендикуляра
либо на границе
средней и наружной
трети перпендикуляра
PQ.

Лечение нарушений осанки

Специализированная

и комплексы физических упражнений.

и мануальная терапия.

Применение ортопедических корсетов.

Хирургические вмешательства.

Консервативное лечение нарушений осанки дает выраженный эффект только в период роста позвоночника. На более поздних этапах что-нибудь сделать очень трудно. Хорошо, если ребенок увлекается спортом, но не все его виды могут приносить пользу при уже имеющихся искривлениях позвоночника.

Некоторые виды спорта подразумевают значительные нагрузки на позвоночник: прыжки в высоту, тяжелая атлетика, легкоатлетическое метание, борьба. Игра в теннис, бадминтон или гольф связана с резкими поворотами туловища.

Бокс, фехтование, теннис и иные “несимметричные” виды спорта могут быть неподходящими для слабых мышц туловища и спины. Езда на велосипеде с низким расположением руля способствует формированию круглой спины.

Для его предотвращения необходимо выполнять компенсирующие упражнения, тренирующие мышцы – разгибатели спины. Футбол, хоккей и спортивная гимнастика могут представлять опасность для искривленного позвоночника при падениях, толчках и ударах.

Хороший эффект при лечении нарушенной осанки дает сочетание специальных корригирующих упражнений с плаванием. Плавать лучше всего брассом на груди или на спине. При такой технике движения ног и рук выполняются симметрично и одновременно.

Принимая во внимание тот вред для здоровья, который могут принести проблемы с позвоночником, нет нужды говорить о том, что даже легкое нарушение вашей осанки или осанки вашего ребенка требует незамедлительно лечения.

  • Специальная гимнастика, для детей с определением специальной физгруппы;
  • массаж;
  • лечебное плаванье;
  • физиотерапия;
  • мануальная терапия;
  • специальный разгрузочный режим;
  • курортное лечение, включающее талассо-, бальнео-, пелоидотерапию и климатолечение;
  • в отдельных случаях требуется ношение бандажа или даже хирургическое лечение;

Таким образом, нарушение осанки — это достаточно сложная патология, которая требует сложного, комплексного, длительного, порой даже многолетнего лечения. И это именно тот случай, когда патологию намного проще предотвратить, чем лечить.

ЛФК – непременная составляющая профилактики плоскостопия

Если говорить о профилактике нарушений осанки, то мы с полным правом можем заявить, что она начинается с первых дней рождения ребенка. Именно в этот период родители уже начинают задумываться о том, когда ребенок начнет держать головку, когда его можно усаживать. В целом, профилактика различных нарушений осанки сводится к нескольким моментам:

  • Первое, формирование надежного мышечного каркаса. Достаточная сила мышц, формирующих мышечный каркас позвоночника, во многом определяет состояние спины. Хорошее состояние мышц достигается специальными физическими упражнениями, для лиц, способных выполнять их самостоятельно. У маленьких детей эту роль выполняет регулярный массаж. Также полезно заниматься плаванием, совершать пешие прогулки, в целом, вести активный образ жизни;
  • Второе, укрепление связочного аппарата. Опять-таки, достигается путем физических упражнений и массажа;
  • Третье, достаточная минерализация костей. Поэтому о хорошем питании и регулярным прогулкам на солнышке не стоит забывать;
  • Четвертое, борьба с вредными привычками;
  • Еще одним фактором борьбы обязательно нужно назвать рациональный подбор матрасов и мебели: столов, стульев, особенно для людей, занятых преимущественно сидящей работой. Сложно сказать, сколько спин было испорчено неудобными стульями и низкими столами. Ведь не зря в школе подбору мебели, в частности парт, уделяется особое внимание.

Ну и, конечно же, отличной профилактикой любого нарушения осанки всегда был и остается здоровый образ жизни с достаточным уровнем физической активности.

Главный принцип сохранения правильной осанки – профилактика. Опыт специалистов-

убеждает, что главная роль в формировании и сохранении правильной осанки принадлежит воспитанию и систематическим физическим упражнениям.

Полезные навыки легко вырабатываются в детстве, поэтому начинать формировать правильную осанку необходимо еще до школы:

  • Столы и стулья должны соответствовать росту ребенка по высоте.
  • Приучать детей правильно стоять, сидеть и не сутулиться во время ходьбы нужно уже с 4-хлетнего возраста.
  • Умеренные холодные обтирания не только закалят организм ребенка, но и поспособствуют повышению мышечного тонуса.
  • Важную роль играет правильное полноценное питание с достаточным содержанием всех необходимых веществ – белков, углеводов, жиров, витаминов и микроэлементов.

С началом школьного периода родители должны обратить особое внимание на создание для ребенка благоприятной рабочей обстановки в комнате. Ведь именно в своей комнате ребенок проводит достаточно большое количество времени, выполняя школьные домашние задания, читая, играя на компьютере и т.д.

Прежде всего следует позаботиться о том, чтобы ребенок удобно сидел. Для этого необходимо подобрать мебель, подходящую ему по росту. Проверка в этом случае достаточно проста: поверхность стола должна быть выше локтя сидящего ребенка на 2–3 см, а сиденье стула – располагаться на уровне коленного сустава.

Организация рабочего местаРациональная организация рабочего места поможет ребенку сэкономить время, и обеспечит высокую работоспособность. До начала занятий нужно приготовить все необходимые пособия и убрать лишние вещи, чтобы они не отвлекали и не мешали ребенку.

Тетрадь, книгу и все то, что необходимо в настоящий момент, удобнее расположить прямо перед собой, посередине стола. То, что может понадобиться в процессе (карандаш, линейка, чистая бумага и т.д.) – разместить слева, а предметы, которые уже не нужны (тетради с выполненными заданиями, черновики и др.) – складывать справа, или вообще убирать.

Для профилактики нарушений осанки необходимо обращать внимание также на правильное положение стола и достаточное его освещение во время письма и чтения. Если ребенок правша, то естественный свет из окна должен падать слева.

Соблюдение правильного положения тела при работеТакже очень важно следить за соблюдением правильной позы, особенно в процессе письма, так как именно оно вызывает наибольшее утомление, особенно у школьников младших классов.

Ребенок начинает неосознанно искать опору для туловища и головы, налегать грудью на край стола. Это вызывает затруднения дыхания и кровообращения и, конечно же, приводит к дефектам осанки. Так как положение тела наиболее выражено страдает при косом почерке, необходимо приучать ребенка писать с небольшим наклоном букв (в 10–15o).

Чередование труда и отдыхаДля школьников очень важно чередовать умственный труд c периодами отдыха. В младших классах желательно через каждые полчаса устраивать короткие десятиминутные перерывы с простыми физическими упражнениями и обязательной гимнастикой для глаз. Это быстро восстанавливает работоспособность детей.

Появившиеся
в детском возрасте
отклонения
в осанке могут
в дальнейшем
привести к
образо­ванию
стойких деформаций
костной системы.
Нарушению
осанки способствует
длительное
вынужденное
сидение на
одном месте,
особенно если
стул и стол не
соответствуют
росту и пропорциям
тела ребенка.

Поэтому следует
регулярно
проводить с
детьми фи­зические
упражнения,
подвижные игры,
прогулки на
свежем воз­духе,
укрепляющие
их здоровье
и опорно-двигательный
аппарат. Нельзя
допускать,
чтобы дети
лежали или
спали в очень
мягкой или
прогибающейся
под тяжестью
их тела кровати,
и притом все­гда
на одном и том
же боку.

Нельзя
до 3 месяцев
жизни держать
ребенка в
вертикальном
положении, до
6 месяцев сажать,
до 9 —10 месяцев
надолго ставить
на ножки. При
обучении ходьбе
не сле­дует
водить ребенка
за ручку, так
как при этом
положение его
тела становится
несколько
асимметричным;
полезно пользоваться
специальными
приспособлениями
(рис. 1).

Рис.1
Как не надо
(1) и как надо
(2) водить
ребенка, начинающего
хо­дить.

Не
следует разрешать
детям подолгу
стоять с опорой
на одну ногу,
например при
ката­нии на
самокатах. Надо
следить за тем,
чтобы маленькие
дети не стояли
и не сидели на
корточках
продолжительное
время на одном
месте, не ходили
на большие
расстояния
(дозировка
прогулок и
эк­скурсий),
не переносили
тяжестей.

Это
особенно касается
слабых, болезненных
детей, а также
детей с признаками
рахита. Чтобы
малыши, играя
в песок, не
просиживали
подолгу на
корточках,
пе­сочные ящики
делают со скамейками
и столиками.

Во
время занятий
и приема пищи
надо следить
за правильной
посадкой детей.
Требовать от
ребенка правильной
посадки можно
тогда, когда
мебель соответствует
его росту и
пропорциям
тела. Чтобы
ребенок сидел
удобно и прочно,
глубина сиденья
стула дол­жна
равняться
2/3 бедра, а ширина
должна превышать
ширину таза
на 10 см.

Высота
сиденья стула
над полом должна
быть рав­ной
длине голени
вместе со стопой
(измерять следует
до подколен­ной
впадины, прибавляя
2 см на высоту
каблука). При
слишком высоком
сиденье ноги
не достают пола
и положение
тела стано­вится
менее устойчивым.

При низком
сиденье ребенок
либо отво­дит
ноги в сторону,
что нарушает
правильность
посадки и искажает
позу, либо подбирает
их под сиденье,
что может вызвать
чувство онемения
в ногах, поскольку
крупные вены,
проходящие
в подко­ленной
впадине, сильно
сдавливаются.

Высота
стола над сиденьем,
или дифференция,
должна позво­лять
ребенку свободно,
без поднимания
или опускания
плеч, класть
предплечья
на крышку стола.
При слишком
большой дифференции
ребенок, работая
за столом, поднимает
плечи, особенно
правое, при
слишком малой—он
сгибается,
сутулится (рис.
2).

Рис.2
Положение тела
ребенка при
сидении в зависимости
от дифференции;

1
— дифференция
достаточная;
2 — дифференция
малая;
3—дифференция
большая.

Чтобы
ребенок мог
опираться
спиной о спинку
стула, дистанция
спинки (расстояние
между спинкой
и краем стола,
обращенным
к сидящему)
должна на
3—5 см превышать
передне-задний
диаметр грудной
клетки.

При
этом расстояние
между отвесными
линия­ми, опущенными
от переднего
края стула и
от заднего края
стола, или дистанция
сиденья, становится
«отрицательной»,
а имен­но край
стула на 2—4
см заходит
под край стола
(рис. 3).

При
нулевой дистанции
сиденья, когда
край стула и
край стола
нахо­дятся
на одной отвесной
линии, а также
при положительной
дис­танции
сиденья, когда
стул несколько
отодвинут от
края стола,
опираться на
спинку стула
при выполнении
какой-либо
работы за столом
невозможно.

1
2 3

1—отрицательная;
2—нулевая;
3 — положительная

Для
предупреждения
плоскостопия
рекомендуются
умеренные
упражнения
для мышц, ног
и стоп, ежедневные
прохладные
нож­ные ванны,
хождение босиком.
Особенно
рекомендуется
хождение босиком
летом по рыхлой,
неровной
поверхности,
так как при
этом ребенок
непроизвольно
переносит
тяжесть тела
на наруж­ный
край стопы и
поджимает
пальцы, что
способствует
укреплению
свода стопы.

Проведение
занятий по
развитию движений.
С первых месяцев
жизни для развития
двигательной
активности
игрушки подвеши­вают
над кроваткой
и раскладывают
на полу манежа.
Стремясь дотянуться
до них, дети
быстрее овладевают
новыми движениями.

Очень важно,
чтобы одежда
не стесняла
движений ребенка.
Дети, которые
постоянно
лежат в кроватях,
особенно плотно
завернутые,
становятся
вялыми, апатичными,
мышцы их делаются
дряблыми, развитие
движений
запаздывает.

продолжительность
занятий постепенно
увеличивается
до 18— 20 минут.
Для детей
3 лет и старше
проводятся
специальные
гим­настические
упражнения,
подвижные
игры, утренняя
гимнастика.

Нарушение осанки проходит в развитии три стадии:

  1. Лёгкая сутулость, носящая слабовыраженный характер, возникает у ребёнка в начальных классах. Для предупреждения в младших классах взрослым достаточно чаще напоминать о необходимости выпрямиться.
  2. В средних классах и старших классах появляется отклонение от нормы, имеющее устойчивую форму, вызванную слабостью мышечного корсета, корректируется уроками физкультуры в школе.
  3. Искривление позвоночника, затрагивающее костный аппарат и с трудом поддающееся лечению. Школьные уроки физической подготовки в классах полностью заменяются ЛФК. Необходимые упражнения в классах порекомендует инструктор ЛФК. Для удобства родителям стоит записать тему в виде конспекта, чтобы ежедневно заниматься с ребёнком дома. Рекомендуется как необходимая мера предупреждения дальнейшего развития серьёзного заболевания.
Профилактика сколиоза

Профилактика сколиоза

Профилактика возникновения подобных нарушений здоровья ребёнка – прямая обязанность взрослых, особенно родителей, начиная с момента, как малыш встаёт на ноги. При вертикальном положении тела на ступни ложится ощутимая нагрузка. Если мышцы стоп недостаточно укреплены, возникает угроза развития плоскостопия.

Ступни считаются своеобразными амортизаторами человеческого скелета, природой предназначены для смягчения толчков, возникающих во время ходьбы, прыжков. При плоскостопии происходит деформация стопы, её свод опускается либо исчезает.

Амортизационные функции стопы нарушаются, возникает тяжёлая походка, боль в ногах, перекашивание тазовых костей при ходьбе, приводящее к неправильной позе и искривлению позвоночника. Плоскостопие и нарушение осанки тесно связаны между собой: появление первого неизбежно сказывается на втором.

Профилактика плоскостопия оказывает влияние на предупреждение деформаций в развитии детского скелета, но определить наличие заболевания у ребёнка получится при достижении возраста 4-6 лет. По законам биологии детская ступня снабжена жировой подушечкой на подошве, маскирующей свод стопы.

Первые признаки нарушения осанки

Значение правильного формирования осанки особенно велико в детском возрасте, в период роста скелетных костей. Патологические, но привычные положения тела, быстро вызывают деформации позвоночника, таза, грудной клетки, нижних конечностей, вплоть до стоп.

и сколиотическая болезнь – крайние проявления такой неправильной нагрузки. Реализуется важный биологический закон: функция определяет форму.

Также родители могут сами заметить, что их ребенок начал сутулиться, его позвоночник выглядит несимметрично, а лопатки находятся на разной высоте. Иногда может наблюдаться асимметрия талии, или даже хождение боком, возникновение затруднений при наклонах и т.д.

Поводом для обращения к врачу служат:

  • жалобы ребенка на боль в грудной клетке или спине;
  • болезненность при ходьбе;
  • боль в стопах;
  • асимметрия позвоночника, изменение его изгибов, явные искривления;
  • сутулость в сидячем положении;
  • разная длина ног в позе лежа на животе;
  • высокая частота простудных заболеваний.

Плоскостопие у детей, причины, профилактика, нарушение осанки и лечение

Автор Людмила / 18 Октябрь 29 коммент.

Плоскостопие #8211; что это такое? Деформация стопы. С чем это связано? Это уплощение сводов стопы. Может быть я немного неправильно выразилась, тогда пусть медики меня поправят, я не обижусь.

Из статьи вы узнаете о причинах плоскостопия, какие бывают симптомы, как лечить плоскостопие и как плоскостопие может нарушить осанку. Что можно делать дома каждой маме своему малышу чтобы не было плоскостопия.

Новорожденные детишки не могут делать упор на свои ступни и их стопочки уплощенной формы. Придается у ребенка форма ступни нужной формы, когда он начинает ходить. Так же я поделюсь с вами своим опытом.

Каждая мать желает своему ребенку только счастья, добра и здоровья. Счастье кует каждый человек себе сам, а вот здоровье от начала его жизни зависит в первую очередь от родителей.

Если конечно болезнь не врожденная. От плоскостопия можно спасти своего ребенка. Главное не упустить момент и предпринимать от вас зависящее вовремя. В таком случае будет не трудно ни вам, ни вашим детям.

Так как при рождении ребенок целиком и полностью зависит от нас с вами, взрослых. Ведь плоскостопие у детей #8211; это деформация ступни из за уплотненности ее сводов.

Когда ребенок только родился и не может делать нагрузки на ступни ножек. Его стопы сами по себе имеют уплощенную форму. Конечно когда ребенок начинает ходить, мышцы стоп укрепляются и приобретают нужную форму.

Классификация

Причины нарушения осанки могут быть классифицированы по разным критериям. Многие из факторов при этом пересекаются, и иногда одновременно относятся как к одним, так и к другим категориям.

Причины нарушения осанки делят на внешние и внутренние, а также врожденные и приобретенные.

Внешние причины нарушения осанки подразумевают нарушения образа жизни человека. В первую очередь это неправильный режим дня, в котором для сна отводится недостаточное количество времени. Важную роль играет также гиподинамия – т.е.

недостаточная физическая деятельность. Объем мышечной работы при этом недостаточен, и мускулы со временем становятся слабыми и дряблыми. А ослабшие мышцы живота и спины, не способные длительно удерживать корпус в правильном положении, служат причиной нарушения осанки.

Внутренние причины нарушения осанки – это, чаше всего, какие-либо хронические заболевания:

  • врожденная разная длина ног, из-за которой возникают перекосы позвоночника;
  • рахит;
  • радикулит;
  • туберкулез;
  • дефекты слуха и зрения – чтобы компенсировать их, человек принимает неправильные положения.

К врожденным причинам нарушения осанки относятся патологии внутриутробного развития, которые приводят к нарушению формирования позвонков, их клиновидной форме, образованию дополнительных позвонков и т.д.

Приобретенные причины нарушения осанки:

  • травмы, к примеру, переломы позвоночных костей;
  • различные патологии, такие как рахит, туберкулез, полиомиелит или радикулит;
  • особенности профессиональной деятельности человека, в частности, работа в сидячем положении с наклоненной головой.
  • В первую очередь это снижение двигательной активности. Малая физическая нагрузка вызывает ослабление мышечного каркаса и его неспособность поддерживать правильное положение тела в пространстве.
  • Нарушения питания. Недостаток органических и минеральных веществ, развивающийся при несбалансированном рационе, отрицательно влияет на состояние опорно-двигательного аппарата. Основная проблема в питании современных детей – отсутствие достаточного количества кальциевых солей, необходимых для правильного развития связок и костной ткани. Это приводит к поражениям связочного аппарата позвоночного столба и, как следствие, к развитию нарушений осанки.
  • Плохая организация рабочего и игрового пространства – например, слишком высокие стулья или столы, недостаток места на письменном столе и т.д. При длительных занятиях (рисование, выполнение уроков, работа на компьютере) в неправильных условиях осанка ребенка значительно ухудшается, и со временем этот статический стереотип закрепляется.
  • Нарушение времени чередования труда и отдыха у школьников. В последнее время рост школьных нагрузок играет важную роль в увеличении количества детей, страдающих нарушениями осанки. Ведь основная поза во время школьной деятельности – длительное сидячее положение, которое и способствует развитию неправильной осанки.
  • Данный симптом характерен для дегенеративно-дистрофических и воспалительных процессов в позвоночнике и прилегающих к нему тканях – например, при остеохондрозе, радикулите и грыже межпозвоночного диска. В таких случаях развивается так называемый “противоболевой” сколиоз. Пациент, с целью уменьшения болевых ощущений, сам принимает неправильную, искривленную позу, что со временем обязательно сказывается на осанке.
  • Увеличение кифотических искривлений характерно для остеопороза. При этом заболевании позвонки могут приобретать клиновидную форму в результате частых патологических переломов, что провоцирует развитие сутулости разной степени.
  • Выраженные боли в различных отделах спины и развитие кифоза, проявляющегося сутулостью, нередко возникает при опухолевых процессах в позвоночнике.

И конечно, как мы уже говорили, причиной нарушений осанки может быть профессиональная деятельность, при которой человек постоянно пребывает в одной позе.

Неправильная осанка не только ухудшает эстетику человеческого тела. Она также способна неблагоприятно влиять на деятельность организма в целом, нарушая работу сердца, печени, легких, желудка и кишечника.

Зачастую различного рода травмы, смещения отдельных позвонков,

, которые возникают в результате механического воздействия на позвоночник, сопровождаются целым комплексом симптомов, один из которых – нарушение осанки. Но, в большинстве случаев, изменения осанки – отсроченное проявление подобных травм, развивающееся со временем.

Кроме того, хронические болевые ощущения в позвоночнике, возникающие уже после периода острой травмы, могут вызывать “противоболевое” изменение позы, о котором говорилось выше. Человек рефлекторно старается снизить мышечное давление на поврежденные структуры, чтобы избежать боли.

Достаточно частой причиной появления патологической осанки может служить остеохондроз позвоночника. Данная патология развивается в области повреждений межпозвоночных дисков, при их воспалении или деформации.

Также при возникновении остеохондроза большое значение имеет повышенное отложение в суставах позвоночного столба кальциевых солей. Суставной аппарат позвоночника при этом теряет свою подвижность, а это, в свою очередь, вызывает ущемление и сдавливание нервных волокон, выходящих из спинного мозга.

Плоскостопием называется уплощение свода стопы, при котором она становится более плоской, что связано с нарушением ее амортизирующих функций. Свод стопы “гасит” инерционные нагрузки при ходьбе и беге, которые могут достигать до 200% веса тела.

Как это происходит? Центр тяжести тела при плоскостопии смещается назад, и с целью удержания равновесия человек рефлекторно немного наклоняется вперед. Возникает замкнутый круг, кроме того, из-за наклона вперед начинает развиваться сутулость.

Характерное проявление плоскостопия – быстрая утомляемость ног. При данной патологии очень сильно страдают колени, поскольку именно на них ложится большая часть нагрузки. Кроме того, возрастает нагрузка на позвоночник, ведь удары и толчки при беге и ходьбе организму необходимо как-то компенсировать.

Основные признаки плоскостопия:

  • стоптанная и изношенная с внутренней стороны обувь;
  • очень быстрая утомляемость ног при ходьбе и нахождении в вертикальном положении;
  • боль и тяжесть в ногах, судороги и отечность ног к концу дня;
  • отеки в области лодыжек;
  • увеличение размеров стопы в ширину.

Возможной причиной считается наследственность. Если плоскостопие имеется у близкого родственника – отца, матери, – ребёнку необходимы наблюдение и регулярные консультации врача-ортопеда, чтобы застать болезнь на ранних стадиях развития и принять меря для предотвращения.

Отрицательным фактором часто выступает лишний вес, что неудивительно: кости скелета рассчитаны на посильную нагрузку, превышение возможностей организма приводит к деформации. Если ребёнок слишком полный для собственного возраста и роста, необходим строгий контроль родителей за детским питанием. Советы диетолога не будут лишними в тревожной ситуации.

Травмы стоп бывают причиной возникновения плоскостопия. Частые «подвихивания» говорят о слабости связочного аппарата голеностопа, от которой прямой путь к появлению дефекта.

Техника массажа

Техника массажа

В конечном счёте, нарушение осанки и плоскостопие возникает на фоне слабого развития мускулатуры ног, преимущественно стоп. Укреплению мышц стопы способствует простой массаж ступней. Выполнять допустимо самостоятельно, даже не будучи мастером высокого класса. Описание массажа получают в кабинете ЛФК детской поликлиники.

В целом, в зависимости от возраста человека ученые выделяют такие факторы нарушения осанки, как:

  • Нарушение развития осанки, являющееся патологией внутриутробного развития или следствием родовой травмы;
  • Несоблюдение физиологических возрастных норм в периодах высаживания ребенка, а также начала стояния, самостоятельной ходьбы;
  • Слабость мышечно-связочного аппарата позвоночника, возникающая в результате малой двигательной активности;
  • Неправильно подобранная мебель;
  • Нередко, нарушение осанки является результатом нехватки витамина D в организме или кальция в питании;
  • В некоторых случаях причиной нарушения осанки становятся вполне безобидные вещи и действия. Например, чтение мелкого шрифта на экране мобильного телефона, что заставляет читающего слишком близко наклоняться к монитору;
  • Травмы позвоночника.

Плоскостопие у детей, причины, профилактика, нарушение осанки и лечение

Как уже ранее было сказано, осанка имеет огромное значение для здоровья человека. Но особого внимания требует ситуация, когда нарушение осанки выявляют у детей. Ведь если для взрослого это чревато дискомфортом или ущемлением межпозвоночного нерва, то для ребенка последствия гораздо более проблематичные.

  • Проблемам со зрением;
  • Нарушению ликворооттока из желудочков головного мозга, а как следствию проблемам формирования речи или иных нервных функций;
  • Плохому сну;
  • Нарушению иннервации конечностей и внутренних органов;
  • Неправильному построению и нарушению работы внутренних органов, что способствует развитию хронической патологии.

И это не все проблемы со здоровьем, которые могут возникнуть в случае неправильного формирования структур позвоночника. На фоне всего вышеперечисленного вопрос внешней привлекательности постепенно уходит на второй план.

Чтобы проверить осанку ребенка, нужно провести внимательный осмотр его спины, раздев ребенка до плавок. Попросите его встать в привычную позу, распределив нагрузку на обе ноги, и немного наклониться вперед.

При осмотре со стороны спины позвоночник должен выглядеть прямым, а остистые отростки – образовывать ровную линию. Даже незначительные искривления свидетельствуют об отклонениях от нормы.О правильной осанке говорит не только прямой позвоночник. Ее также определяют:

  • одинаковый уровень высоты плеч, углов лопаток, сосков;
  • одинаковая глубина треугольников талии – углов, которые образованы свободно опущенной рукой и выемкой талии;
  • симметрия рельефов поясничной области и грудной клетки при наклоне вперед.

Нарушение осанки (профилактика, причины, лечение)

Физиологические изгибы позвоночника при взгляде сбоку должны быть выражены равномерно, и соответствовать примерно толщине ладони ребенка.

Типы осанки

Нормальная.

Круглая спина.

Плоская спина.

Плоско-вогнутая спина.

Вогнуто-круглая спина.

Круглая спина или сутулость обусловлена избыточной выраженностью грудного кифоза. В том случае, если он проявлен очень сильно, и захватывает даже часть поясничного отдела, такая спина называется тотально-круглой.

Для плоской спины характерна сглаженность всех физиологических изгибов позвоночника, уменьшение угла наклона таза и уплощение грудной клетки. При таком типе осанки сильно нарушается амортизаторная функция позвоночного столба. Плоская спина часто сочетается с боковыми искривлениями позвоночника – сколиозами.

Плоско-вогнутая спина характеризуется усилением только поясничного лордоза.

При кругло-вогнутой (седловидной) спине одновременную избыточную выраженность имеют поясничный лордоз и грудной кифоз.

Дефекты
осанки условно
можно разделить
следующим
образом: нарушения
осанки во
фронтальной,
сагиттальной
плоскости и
обеих плоскостях
одновременно.
Для каждого
вида нарушения
осанки характерно
свое положение
позвоночника,
лопаток, таза
и нижних конечностей.

2.1
Нарушения
осанки в сагиттальной
плоскости

Нарушение
осанки в сагиттальной
плоскости может
быть связано
как с увеличением
одного или
нескольких
физиологических
изгибов, так
и с уменьшением
их.

2.1.1.Нарушения
осанки с увеличением
физиологических
изгибов позвоночника

Сутулость
– нарушение
осанки в основе
которого лежит
увеличение
грудного кифоза
с одновременным
уменьшением
поясничного
лордоза. Шейный
лордоз, как
правило, укорочен
и углублен
вследствие
того, что грудной
кифоз распространяется
до уровня 4-5 шейных
позвонков.

Надплечья
приподняты.
Плечевые суставы
приведены.
Сутулость часто
сочетается
с крыловидными
лопатками 1 и
2 степени, когда
нижние углы
или внутренние
края лопаток
отстают от
грудной стенки.

У
сутулых детей
укорочены и
напряжены
верхние фиксаторы
лопаток, большая
и малая грудные
мышцы, разгибатели
шеи на

уровне
шейного лордоза.
Длина разгибателя
туловища в
грудном отделе,
нижних, а иногда
и средних фиксаторов
лопаток, мышц
брюшного пресса,
ягодичных,
напротив, увеличена.
Живот выступает.

Круглая
спина (тотальный
кифоз) – нарушение
осанки, связанное
со значительным
увеличением
грудного кифоза
и отсутствием
поясничного
лордоза. Шейный
отдел позвоночника
частично, а у
дошкольников
бывает и полностью
кифозирован.

Для компенсации
отклонения
проекции общего
центра масс
кзади дети
стоят и ходят
на слегка согнутых
ногах. Угол
наклона таза
уменьшен и это
тоже способствует
сгибательной
установке бедра
относительно
средней линии
тела.

Голова
наклонена
вперед, надплечья
приподняты,
плечевые суставы
приведены,
грудь западает,
руки свисают
чуть впереди
туловища. Круглая
спина часто
сочетается
с крыловидными
лопатками 2
степени.

У детей
с круглой спиной
укорочены и
напряжены
верхние фиксаторы
лопаток, большая
и малая грудные
мышцы. Длина
разгибателя
туловища, нижних,
и средних фиксаторов
лопаток, мышц
брюшного пресса,
ягодичных,
напротив, увеличена.
Живот выступает.

Кругловогнутая
спина – нарушение
осанки состоящее
в увеличении
всех физиологических
изгибов позвоночника.
Угол наклона
таза увеличен.
Ноги слегка
согнуты или
в положении
легкого переразгибания
в коленных
суставах.

Передняя
брюшная стенка
перерастянута,
живот выступает,
либо даже свисает.
Надплечья
приподняты,
плечевые суставы
приведены,
голова бывает
выдвинута
вперед от средней
линии тела.
Кругло-вогнутая
спина часто
сочетается
с крыловидными
лопатками 1-2
степени.

У детей
с таким нарушением
осанки укорочены
верхние фиксаторы
лопаток, разгибатели
шеи, большая
и малая грудные
мышцы, разгибатель
туловища в
поясничном
отделе и
подвздошно-поясничная
мышца.

2.1.2.Нарушения
осанки с уменьшением
физиологических
изгибов позвоночника

Плоская
спина – нарушение
осанки, характеризующееся
уменьшением
всех физиологических
изгибов позвоночника,
в первую очередь
– поясничного
лордоза и уменьшением
угла наклона
таза. Вследствие
уменьшения
грудного кифоза
грудная клетка
смещена вперед.

Нижняя часть
живота выстоит.
Лопатки часто
крыловидны.
Это нарушение
осанки наиболее
резко снижает
рессорную
функцию позвоночника,
что отрицательно
сказывается
на состоянии
центральной
нервной системы
при беге, прыжках
и других резких
перемещениях,
вызывая ее
сотрясение
и микротравматизацию.

Плосковогнутая
спина (рис.6) –
нарушение
осанки, состоящее
в уменьшении
грудного кифоза
при нормальном
или увеличенном
поясничном
лордозе. Шейный
лордоз часто
тоже уплощен.
Угол наклона
таза увеличен.

Таз смещен
кзади. Ноги
могут быть
слегка согнуты
или переразогнуты
в коленных
суставах. Часто
сочетается
с крыловидными
лопатками 1
степени.У детей
с таким нарушением
осанки напряжены
и укорочены
разгибатели
туловища в
поясничном
и грудном отделах,
подвздошно-поясничные
мышцы. Наиболее
значительно
ослаблены мышцы
брюшного пресса
и ягодиц.

2.2.Нарушение
осанки во фронтальной
плоскости

Нарушение
осанки во фронтальной
плоскости
заключается
в появлении
изгиба позвоночника
во фронтальной
плоскости и
называется
сколиотическая
или асимметричная
осанка. Она
характеризуется
асимметрией
между правой
и левой половинами
туловища,
проявляющейся
в разной высоте
надплечий,
различном
положении
лопаток как
по высоте, так
и по отношению
к позвоночнику,
к грудной стенке.

Глубина и высота
треугольников
талии у таких
детей тоже
различна. Мышцы
на одной половине
туловища чуть
более рельефны,
чем на другой.
Линия остистых
отростков
формирует дугу,
обращенную
вершиной вправо
или влево.

Сутулость
возникает при
слабом развитии
мышечной системы,
в первую очередь
мышц спины. При
этом голова
и шея наклонены
вперед, грудная
клетка уплощена,
плечи сведены
кпереди, живот
несколько
выпячен.

При
кифотической
осанке все
вышеперечисленные
симптомы особенно
заметны, так
как, кроме слабого
развития мышц,
наблюдаются
изменения в
связочном
аппарате
позвоночника:
связки растянуты,
менее эластичны,
отчего естественный
изгиб позвоночника
в грудной об­ласти
заметно увеличивается.

При лордотической
осанке сильно
выражена изогнутость
позвоночника
в поясничном
отделе вперед,
шейный изгиб
уменьшен, живот
чрезмерно
выдается. Сколиозы
сопровождаются
асимметричным
положением
плеч, лопаток
и таза.

Неправильная
осанка неблагоприятно
сказывается
на функциях
внутренних
органов: затрудняется
работа сердца,
легких, желудочно-кишечного
тракта; уменьшается
жизненная
емкость легких;

снижается
обмен веществ;
появляются
головные боли,
повышенная
утомляемость;
снижается
аппетит, ребенок
становится
вялым, апа­тичным,
избегает подвижных
игр.

В
соответствии
с причинами,
из-за которых
происходит
уплощение
стопы, плоскостопие
делится на пять
основных видов.
У большинства
встречается
так называемое
статическое
плоскостопие.

Часто
статическое
плоскостопие
вызывают и
длительные
нагрузки, связанные
с профессиональной
деятельностью
человека: «весь
день на ногах».

Для
статического
плоскостопия
характерны
следующие
болевые участки:

  • на
    подошве, в центре
    свода стопы
    и у внутреннего
    края пятки;

  • на тыле
    стопы, в ее
    центральной
    части, между
    ладьевидной
    и таранной
    костями;

  • под
    внутренней
    и наружной
    лодыжками;

  • между
    головками
    предплюсневых
    костей;

  • в мышцах
    голени из-за
    их перегрузки;

  • в коленном
    и тазобедренном
    суставах;

  • в бедре
    из-за перенапряжения
    мышц;

  • в пояснице
    на почве
    компенсаторно-усиленного
    лордоза (прогиба).

Боли
усиливаются
к вечеру, ослабевают
после отдыха,
иногда у лодыжки
появляется
отечность.

Другой
вид этой болезни
– травматическое
плоскостопие.

Как и
следует из
названия, этот
недуг возникает
в результате
травмы, чаще
всего переломов
лодыжек, пяточной
кости, костей
предплюсны
и плюсны. Пятка
в сочетании
с ладьевидной
и кубовидной
костями, а также
трубчатыми
плюсневыми
косточками
напоминает
арочный свод,
выложенный
искусным каменщиком.

Следующий
вид – врожденное
плоскостопие.
Его не следует
путать с «узенькой
пяткой» аристократических
леди, характерной
для статического
плоскостопия.
Причина врожденного
плоскостопия
иная.

У
ребенка до
того, как он
твердо встал
на ноги, то есть
лет до 3-4, стопа
в силу незавершенности
формирования
не то чтобы
слабая, а просто
плоская, как
дощечка. Трудно
оценить, насколько
функциональны
ее своды.

Редко
(в 2-3 случаях из
ста) бывает
так, что причиной
плоскостопия
является аномалия
внутриутробного
развития ребенка.
Как правило,
у таких детей
находят и другие
нарушения
строения скелета.

Рахитическое
плоскостопие- не врожденное,
а приобретенное,
образуется
в результате
неправильного
развития скелета,
вызванного
дефицитом
витамина D в
организме и
как следствие
недостаточным
усвоением
кальция – этого
«цемента» для
костей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о