Причины возникновения сколиоза позвоночника у детей и взрослых

Почему портится осанка?

Причины нарушения осанки у детей могут быть как врожденными, так и приобретенными. Нарушения, выявленные сразу после родов могут быть вызваны внутриутробными отклонениями при формировании позвоночного столба, родовыми травмами. Чаще всего искривления позвоночника носят приобретенный характер.

Причинами, по которым у ребенка нарушается осанка, могут стать социальные условия, а именно:

  • Малоподвижный образ жизни;
  • Неудобная мебель, ее несоответствие росту ребенка;
  • Плохое освещение рабочего стола;
  • Ношение портфеля на одном плече или использование вместо него сумок или пакетов и др.

Во все перечисленных ситуациях у ребенка фиксируется неправильное положение, в котором он находится длительное время, а со временем привычка сохраняется. Также на формирование осанки у детей дошкольного возраста влияет и то, как взрослые ухаживают за ними в грудном возрасте.

Также развитию правильной осанки сильно мешают следующие факторы здоровья:

  • Недостаточность нагрузки на мышцы;
  • Лишний вес;
  • Гипотрофия;
  • Неразмеренный режим дня;
  • Недостаточное потребление в пищу витаминов и минеральных веществ;
  • Соматическая ослабленность.

Нарушение осанки обусловлено тонусно-силовым дисбалансом мышц. Нарушение осанки – практически полностью обратимый процесс, не связанный с структурной перестройкой опорных структур позвоночника. Причиной всему – “невключение” одной, двух или трех мышц в поддержание физиологического положения тела. Нарушение осанки обратимо, т.к. обусловлено ошибками управляющих позой и движением нервных центров.

Почему нервная система допускает эти “сбои”? Нервная система получает информацию о положении тела, степени напряжения той или иной мышцы, нагрузки на той или иной сустав от многочисленных чувствительных рецепторов и используя эту информацию управляет мышцами. Пусковым механизмом нарушения осанки может оказаться любой фактор извращающий, блокирующий или “забивающий” передачу сигналов от рецепторов – неудобная поза на работе или в школе, боли в животе, перенесенные травмы и много другое.

К сожалению, уже сформировавшееся нарушение осанки невозможно исправить только лишь насильственно удерживаемой правильной позой. Современные принципы лечения позволяют решить эту проблему радикально – найти причину нарушения и произвести переобучение нервно-мышечного аппарата. Эффект виден уже при первой встрече с врачом.

Сколиоз – искривление позвоночника, обусловленное или сопровождающееся деформацией самих позвонков, структурной перестройкой связок и мышц. Основные причины – запущенное нарушение осанки у растущего ребенка или/и врожденные особенности строения позвоночника. Осложнения сколиоза – деформация таза (частая причина патологии беременности и родов), смещение внутренних органов, “скрученная” грудная клетка и уменьшение объема легких, бронхиты, боли в спине, грыжи межпозвонковых дисков, артрозы. Сколиоз – не полностью обратимая деформация, но, тем не менее, сколиоз можно и нужно лечить. В наших силах:

  • Остановить прогрессирование болезни
  • Уменьшить угол искривления, причем иногда столь существенно, что остаточные явления сколиоза видны только специалисту
  • Снять боли и мышечную утомляемость
  • Вернуть физиологическую подвижность позвоночника

Причины нарушения осанки у детей

Классификация

Причины нарушения осанки могут быть классифицированы по разным критериям. Многие из факторов при этом пересекаются, и иногда одновременно относятся как к одним, так и к другим категориям.

Причины нарушения осанки делят на внешние и внутренние, а также врожденные и приобретенные.

Внешние причины нарушения осанки подразумевают нарушения образа жизни человека. В первую очередь это неправильный режим дня, в котором для сна отводится недостаточное количество времени. Важную роль играет также гиподинамия – т.е. недостаточная физическая деятельность. Объем мышечной работы при этом недостаточен, и мускулы со временем становятся слабыми и дряблыми. А ослабшие мышцы живота и спины, не способные длительно удерживать корпус в правильном положении, служат причиной нарушения осанки.

Внутренние причины нарушения осанки – это, чаше всего, какие-либо хронические заболевания:

  • врожденная разная длина ног, из-за которой возникают перекосы позвоночника;
  • рахит;
  • радикулит;
  • туберкулез;
  • дефекты слуха и зрения – чтобы компенсировать их, человек принимает неправильные положения.

К врожденным причинам нарушения осанки относятся патологии внутриутробного развития, которые приводят к нарушению формирования позвонков, их клиновидной форме, образованию дополнительных позвонков и т.д.

Приобретенные причины нарушения осанки:

  • травмы, к примеру, переломы позвоночных костей;
  • различные патологии, такие как рахит, туберкулез, полиомиелит или радикулит;
  • особенности профессиональной деятельности человека, в частности, работа в сидячем положении с наклоненной головой.

Причины нарушений осанки в детском возрасте

  • В первую очередь это снижение двигательной активности. Малая физическая нагрузка вызывает ослабление мышечного каркаса и его неспособность поддерживать правильное положение тела в пространстве.
  • Нарушения питания. Недостаток органических и минеральных веществ, развивающийся при несбалансированном рационе, отрицательно влияет на состояние опорно-двигательного аппарата. Основная проблема в питании современных детей – отсутствие достаточного количества кальциевых солей, необходимых для правильного развития связок и костной ткани. Это приводит к поражениям связочного аппарата позвоночного столба и, как следствие, к развитию нарушений осанки.
  • Плохая организация рабочего и игрового пространства – например, слишком высокие стулья или столы, недостаток места на письменном столе и т.д. При длительных занятиях (рисование, выполнение уроков, работа на компьютере) в неправильных условиях осанка ребенка значительно ухудшается, и со временем этот статический стереотип закрепляется.
  • Нарушение времени чередования труда и отдыха у школьников. В последнее время рост школьных нагрузок играет важную роль в увеличении количества детей, страдающих нарушениями осанки. Ведь основная поза во время школьной деятельности – длительное сидячее положение, которое и способствует развитию неправильной осанки.

Причины нарушений осанки у взрослых

  • Данный симптом характерен для дегенеративно-дистрофических и воспалительных процессов в позвоночнике и прилегающих к нему тканях – например, при остеохондрозе, радикулите и грыже межпозвоночного диска. В таких случаях развивается так называемый “противоболевой” сколиоз. Пациент, с целью уменьшения болевых ощущений, сам принимает неправильную, искривленную позу, что со временем обязательно сказывается на осанке.
  • Увеличение кифотических искривлений характерно для остеопороза. При этом заболевании позвонки могут приобретать клиновидную форму в результате частых патологических переломов, что провоцирует развитие сутулости разной степени.
  • Выраженные боли в различных отделах спины и развитие кифоза, проявляющегося сутулостью, нередко возникает при опухолевых процессах в позвоночнике.


И конечно, как мы уже говорили, причиной нарушений осанки может быть профессиональная деятельность, при которой человек постоянно пребывает в одной позе.

Неправильная осанка не только ухудшает эстетику человеческого тела. Она также способна неблагоприятно влиять на деятельность организма в целом, нарушая работу сердца, печени, легких, желудка и кишечника.

Зачастую различного рода травмы, смещения отдельных позвонков,

, которые возникают в результате механического воздействия на позвоночник, сопровождаются целым комплексом симптомов, один из которых – нарушение осанки. Но, в большинстве случаев, изменения осанки – отсроченное проявление подобных травм, развивающееся со временем. Эти изменения могут быть обусловлены физическими нарушениями целостности позвонков или всего позвоночного столба, например, при крупных переломах.

Кроме того, хронические болевые ощущения в позвоночнике, возникающие уже после периода острой травмы, могут вызывать “противоболевое” изменение позы, о котором говорилось выше. Человек рефлекторно старается снизить мышечное давление на поврежденные структуры, чтобы избежать боли. Со временем такое положение становится привычным, меняется распределение нагрузки на мускулатуру и развивается нарушение осанки.

Достаточно частой причиной появления патологической осанки может служить остеохондроз позвоночника. Данная патология развивается в области повреждений межпозвоночных дисков, при их воспалении или деформации. Также при возникновении остеохондроза большое значение имеет повышенное отложение в суставах позвоночного столба кальциевых солей.

Плоскостопием называется уплощение свода стопы, при котором она становится более плоской, что связано с нарушением ее амортизирующих функций. Свод стопы “гасит” инерционные нагрузки при ходьбе и беге, которые могут достигать до 200% веса тела. Данная патология косвенно вызывает развитие нарушений осанки и наоборот, нарушения осанки могут приводить к возникновению плоскостопия.

Как это происходит? Центр тяжести тела при плоскостопии смещается назад, и с целью удержания равновесия человек рефлекторно немного наклоняется вперед. Возникает замкнутый круг, кроме того, из-за наклона вперед начинает развиваться сутулость.

Характерное проявление плоскостопия – быстрая утомляемость ног. При данной патологии очень сильно страдают колени, поскольку именно на них ложится большая часть нагрузки. Кроме того, возрастает нагрузка на позвоночник, ведь удары и толчки при беге и ходьбе организму необходимо как-то компенсировать.

Основные признаки плоскостопия:

  • стоптанная и изношенная с внутренней стороны обувь;
  • очень быстрая утомляемость ног при ходьбе и нахождении в вертикальном положении;
  • боль и тяжесть в ногах, судороги и отечность ног к концу дня;
  • отеки в области лодыжек;
  • увеличение размеров стопы в ширину.

Причиной возникновения дефектов в развитии осанки детей могут стать различные неблагоприятные факторы, как врожденные, так и приобретенные. В зависимости от их характера, проявляться они могут по-разному и в разном возрасте. Некоторые отклонения обнаруживаются уже в первые недели и месяцы после рождения.

Искривление позвоночника может наблюдаться из-за неправильного (чаще всего ягодичного) положения ребенка в утробе матери. Также велик риск получения травмы в процессе родов. Ведь проходя по родовым путям и «протискиваясь» между бедренными костями матери, ребенок совершает оборот почти на 360 градусов.

При этом наиболее частой является травма шейного отдела позвоночника. Обычно небольшие отклонения от нормы корректируются растущим организмом самостоятельно, но только при условии хорошего здоровья ребенка. В противном случае нарушения детской осанки остаются и с возрастом начинают прогрессировать, вызывая серьезные заболевания — сколиоз, остеохондроз и другие.

Наиболее остро проблемы с осанкой проявляются у детей в период активного роста и начала школы — 6-8 лет, а также в 11-12 лет, когда кости и мышцы ребенка резко увеличиваются в длину. Проблема состоят в том, что в этот период у ребенка еще в полной мере не выработались механизмы поддержания нормальной позы. По статистике более 60% всех нарушений приходится на младший школьный возраст 7-8 лет.

Причины нарушения осанки у детей:

  • Врожденные патологии. Как уже было сказано выше, врожденные отклонения вызваны обычно неправильным положением ребенка в период беременности. Они могут проявляться по-разному, поэтому важно уже в первые недели и месяцы показать ребенку специалисту-остеопату, который сможет диагностировать и устранить отклонения;
  • Родовые травмы. Различные вывихи и растяжения при родах часто становятся причиной ненормального развития костей скелета ребенка, приводят к неправильной осанке. Так довольно часто встречаются вывихи тазобедренных суставов, из-за чего у ребенка наблюдается увеличенный поясничный изгиб, искривление позвоночника. Смещение позвонков — еще одна малоприятная травма, которая приводит не только к нарушениям осанки, но и неврологическим заболеваниям, смещению внутренних органов и их неправильному развитию;
  • Несбалансированное питание. Если организм ребенка недополучает витамины и минеральные вещества, которые необходимы для правильного и сбалансированного развития костной, мышечной и хрящевой ткани, могут наблюдаться серьезные отклонения в развитии, особенно в период активного роста и формирования осанки — в возрасте 8-11 лет;
  • Неправильная поза. Неправильное положение тела, когда ребенок сидит или стоит, приводит к тому, что такие позы закрепляются в мышечной памяти, приводя к неправильному формированию скелета. Если ребенок неправильно сидит за столом, сутулится, отклоняется в ту или иную сторону, опирается на локоть, обратите на это его внимание. Научите его сидеть правильно, сохраняя ровную спину и горизонтальное положение позвоночника. Возможно, ребенку просто неудобно — его стол может быть слишком низким, а стул — высоким. К асимметрии в развитии опорно-двигательного аппарата приводит и привычка стоять, оставив ногу в сторону или поставив одну руку на пояс. Это может вызвать боковое искривление позвоночника или усугубить уже наметившиеся отклонения;
  • Малоподвижный образ жизни. Нередко детей с самого раннего возраста — 3-4 лет — отправляют в различные группы раннего развития. При обучении в них упор делается именно на умственное развитие, из-за чего ребенок много времени проводит в сидячем положении. Не менее вредно и продолжительное нахождение за компьютером, перед телевизором;
  • Неправильное развитие. Отсутствие адекватных физических нагрузок приводит к тому, что у ребенка не формируется достаточно развитый мышечный каркас, который бы удерживал позвоночник в нужном состоянии. Если нагрузки присутствуют, но не являются регулярными и сбалансированными, велика вероятность неправильного развития определенных групп мышц. Из-за чересчур развитой мускулатуры на груди или слабого развития спинных мышц наблюдается синдром «сведенных вперед плеч». «Свисающие плечи» — результат недостаточного развития трапециевидной мышцы;
  • Травмы и болезни. Перенесенные в детском возрасте заболевания могут дать осложнения на суставы, что приводит к неправильному распределению нагрузки, когда ребенок инстинктивно старается разгрузить больную руку или ногу, не менее опасно плоскостопие, которое также вызывает нарушение осанки и сколиоз. Травмы позвоночника — даже если они кажутся незначительными — не должны оставаться без лечения. Осмотр у остеопата — обязательная в данном случае процедура. Ведь в результате травм часто наблюдаются смещения костей, суставов, повреждения мышц, которые могут в дальнейшем вызвать осложнения.

Сколиоз, классификация сколиозов, диагностика и лечение сколиозов

Нормальная.

Круглая спина.

Плоская спина.

Плоско-вогнутая спина.

Вогнуто-круглая спина.

Круглая спина или сутулость обусловлена избыточной выраженностью грудного кифоза. В том случае, если он проявлен очень сильно, и захватывает даже часть поясничного отдела, такая спина называется тотально-круглой.

Для плоской спины характерна сглаженность всех физиологических изгибов позвоночника, уменьшение угла наклона таза и уплощение грудной клетки. При таком типе осанки сильно нарушается амортизаторная функция позвоночного столба. Плоская спина часто сочетается с боковыми искривлениями позвоночника – сколиозами.

Плоско-вогнутая спина характеризуется усилением только поясничного лордоза.

При кругло-вогнутой (седловидной) спине одновременную избыточную выраженность имеют поясничный лордоз и грудной кифоз.

Сколиоз— стойкое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. В отличие от искривлений в сагиттальной плоскости (кифоза, лордоза) сколиоз всегда является патологическим. В зависимости от анатомических особенностей различают неструктурные, или простые, и структурные, или сложные, сколиозы.

Неструктурные сколиозы возникают после рождения. При этом деформация позвоночника не сопровождается грубыми анатомическими изменениями позвонков и позвоночника в целом, нет фиксированной ротации позвоночника, поэтому часто подобные искривления называют функциональным сколиозом. Их отмечают при нарушении осанки (асимметричная осанка, т.е.

Почему так важна ровная осанка для детей и как предупредить появление сколиоза

функциональное нестойкое отклонение позвоночника во фронтальной плоскости, которое может быть исправлено путем напряжения мышц), укорочении одной ноги, рефлекторном отклонении позвоночника, воспалении тканей, расположенных рядом с позвоночником. Резкое боковое искривление позвоночника возникает при болевом синдроме или истерии. Как правило, после устранения причины, форма позвоночника восстанавливается.

Структурные сколиозы бывают врожденными и приобретенными. В ряде случаев боковое искривление позвоночника является ведущим признаком сколиотической болезни. Структурные сколиозы подразделяют на группы: невропатические, миопатические, остеопатические и метаболические сколиозы. Каждую из перечисленных групп разделяют в зависимости от этиологии на подгруппы:

  1. Невропатические сколиозы: паралитический сколиоз (полиомиелит), сколиоз при сирингомиелии, нейрофиброматозе, церебральных параличах, спинномозговой грыже и др.
  2. Миопатические сколиозы могут быть обусловлены мышечной дистрофией, врожденной миопатией и амиоплазией.
  3. Остеопатические сколиозы чаще связаны с пороком развития позвоночника, например одиночный или множественные полупозвонки, полный или частичный синостоз двух позвонков, пороком развития грудной клетки, например добавочные ребра, отсутствие ребер или их синостоз. Остеопатический сколиоз может развиться при тяжелых формах несовершенного остеогенеза, остеомаляции и системном остеопорозе.
  4. Метаболические сколиозы – боковые искривления позвоночника при рахите, рахитоподобных заболеваниях, нефрогенной остеопатии, нарушениях эндокринной регуляции и др.

Среди структурных сколиозов практическое значение имеют также деформации, возникающие при обширных ожогах, заболеваниях грудной клетки, разрушении части позвонков в результате травмы, расположенной экстра- или интрамедуллярно опухоли. Боковые искривления позвоночника неясной этиологии называют идиопатическими сколиозами.

Деформацию позвоночника, возникающую в результате врожденных изменений формы позвонков, называют врожденным сколиозом, а менее грубые изменения их формы, не приводящие непосредственно к боковому искривлению, называют диспластическим сколиозом. Для диспластического сколиоза характерна гипермобильность многих суставов и позвоночника, часто отмечают статическое плоскостопие.

Основные причины формирования бокового искривления позвоночника:

  1. Нарушение мышечного равновесия.
  2. Первичное нарушение роста.
  3. Нарушение трофики и заболевания нервной системы.
  4. Остеопороз позвонков и дистрофические процессы в межпозвонковых дисках.
  5. Неблагоприятные условия статодинамической нагрузки.
  6. Слабость мышечной системы.
  7. Сопутствующие заболевания нервной системы.

В качестве критерия тяжести деформации используют ряд показателей— выраженность торсии позвонков, стабильность искривления и его величину в градусах.

I степень— искривление до 10° (170°);

II степень— искривление до 25° (155°);

Нарушение осанки у детей

III степень— искривление до 40° (140°);

IV степень— искривление более 40°.

Степень деформации обычно оценивают по величине первичной дуги искривления. Для оценки других компонентов сколиотической деформации измеряют торсию позвонков по проекции основания дужек или остистого отростка, а также клиновидность тел позвонков по разнице их высоты с выпуклой и вогнутой сторон искривления.

Для объективной оценки стабильности деформации позвоночника используют рентгенографию позвоночника в переднезадней проекции в положении больного стоя и лежа. Отношение величин углов искривления на этих снимках (индекс стабильности) позволяет вести наблюдение в динамике, особенно при прогрессировании деформации.

По локализации вершины угла первичного искривления выделяют следующие типы сколиозов: шейно-грудной, грудной, пояснично-грудной, поясничный и комбинированный (двойной).

Шейно-грудной (верхнегрудной) сколиоз – вершина первичной дуги искривления позвоночника локализуется на уровне IV—V грудных позвонков. Эта дуга обычно короткая, а компенсаторная дуга длинная, захватывает нижний грудной и поясничный отделы позвоночника. Уже на ранних этапах развития отмечают резкую асимметрию надплечий, вовлечение шейного отдела позвоночника, что сопровождается развитием костной формы кривошеи и изменениями лицевого скелета, имеются незначительные нарушения функций внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы;

Грудной сколиоз – чаще бывает правосторонним, его вершина расположена на уровне VII—VIII грудных позвонков. Примерно у 70% больных наблюдается прогрессирование деформации. Значительная деформация грудной клетки приводит к нарушению функции внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы (кифозосколиотическое сердце), вызывает значительные нарушения фигуры больного (изменяются треугольники талии, развивается реберный горб).

Пояснично-грудной сколиоз – вершина первичной дуги искривления на уровне Х—XII грудных позвонков и по характеру занимает промежуточное положение между грудными и поясничными сколиозами. Правосторонний пояснично-грудной сколиоз по течению напоминает грудной, т.е. склонен к прогрессированию, а левосторонний приближается к поясничному сколиозу.

Нарушение осанки у детей

Поясничный сколиоз характеризуется дугой искривления с вершиной на уровне I—II поясничных позвонков, чаще встречается левосторонний поясничный сколиоз. Он отличается сравнительно легким течением, редко дает значительную степень деформации, функция внешнего дыхания почти не нарушается. При I—II степенях деформации поясничный сколиоз мало заметен и часто не распознается.

Для этого типа сколиоза характерно сравнительно раннее появление поясничных и пояснично-крестцовых болей (нередко уже во втором или третьем десятилетии жизни). Быстро развивается дистрофический процесс в межпозвонковых дисках (остеохондроз), а затем спондилез, в результате чего деформация прогрессирует, угол дуги искривления достигает 20—30°, что изменяет фигуру больного (чаще это отмечается в пожилом возрасте).

Пояснично-крестцовый сколиоз встречается редко, вершина деформации расположена в нижних поясничных позвонках, в дугу искривления включается таз, в результате чего происходит его перекос с относительным удлинением одной ноги. На рентгенограммах определяют выраженную торсию поясничных позвонков без бокового искривления. Этот тип сколиоза также может вызывать пояснично-крестцовые боли.

Комбинированный (S-образный) сколиоз называют также двойным, т.к. от других типов сколиоза он отличается наличием двух первичных дуг искривления. Вершина грудного искривления находится на уровне VIII—IX грудных позвонков, а поясничного— на уровне первых верхних поясничных позвонков. Нередко этот тип сколиоза смешивают с грудным и поясничным сколиозом.

При комбинированном сколиозе обе кривизны обладают примерно равной величиной и стабильностью. Лишь при комбинированном сколиозе IV степени это соотношение меняется, т.к. грудная кривизна обгоняет поясничную. Внешне течение комбинированного сколиоза весьма благоприятно, т.к. имеются уравновешивающие друг друга две кривизны, однако динамическое наблюдение показывает, что он склонен к прогрессированию. Обычно при этом типе сколиоза нарушается функция внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, рано появляются боли в поясничной области.

Основные виды нарушения осанки, которые встречаются у школьников, следующие:

  1. Подростковый сколиоз. Это форма бокового искривления позвоночного столба, т.е. влево или вправо. Она выявляется визуально врачом по искривлению условной оси, проведенной по остистым отросткам позвонков. Наглядно ее можно диагностировать и рентгенологически с вычислением угла искривления и определения стадии заболевания. Существуют некоторые разногласия относительно истинной причины развития такого изменения осанки – вызывается ли она неправильной нагрузкой на позвоночник во время обучения в школе или возникает по невыясненным причинам (идиопатически). При этом сидячее положение на уроках только усугубляет течение болезни.
  2. Кифоз – искривление позвоночника вперед в грудном отделе, которое провоцируется длительным, неправильным положением тела. То есть как раз тем состоянием, которое наблюдается у большинства школьников, когда они неправильно сидят за партами, длительно читают книги или пишут. У подростков чаще всего диагностируется мобильный кифоз, связанный со слабостью мышц спины.
  3. Лордоз шейного или поясничного отдела у подростков. Это состояние встречается довольно редко и обычно обусловлено заболеваниями позвоночника или травмами.

Физические упражнения и гимнастика для коррекции осанки у детей

Чтобы проверить осанку ребенка, нужно провести внимательный осмотр его спины, раздев ребенка до плавок. Попросите его встать в привычную позу, распределив нагрузку на обе ноги, и немного наклониться вперед. Колени должны быть выпрямлены, пятки сведены вместе, а носки врозь. Подбородок должен быть прижат к груди, а кисти рук соединены перед собой.

Нарушение осанки у детей

При осмотре со стороны спины позвоночник должен выглядеть прямым, а остистые отростки – образовывать ровную линию. Даже незначительные искривления свидетельствуют об отклонениях от нормы.О правильной осанке говорит не только прямой позвоночник. Ее также определяют:

  • одинаковый уровень высоты плеч, углов лопаток, сосков;
  • одинаковая глубина треугольников талии – углов, которые образованы свободно опущенной рукой и выемкой талии;
  • симметрия рельефов поясничной области и грудной клетки при наклоне вперед.

Физиологические изгибы позвоночника при взгляде сбоку должны быть выражены равномерно, и соответствовать примерно толщине ладони ребенка.

Методика осмотра проста и наглядна.

Разуйте и разденьте ребенка до трусиков. Поставьте его на пол в положение “прямо, руки по швам” таким образом, чтобы свет падал на спину равномерно. Лучше всего проводить осмотр при естественном освещении. Сядьте ровно на стул в двух-трех метрах за спиной ребенка. Аналогичный осмотр Вы можете провести сами себе перед большим зеркалом.

Внимательно посмотрите: симметрично ли расположены уши, плечи, лопатки, талия, ямочки над крестцом, складки под ягодицами, сами ягодицы? На одной ли высоте расположены локтевые суставы? Если исследуемые ориентиры расположены несимметрично относительно горизонтальной или вертикальной оси – это признак нарушения осанки или сколиоза (например, одно ухо смещено вверх или вниз, вперед или назад относительно другого).

Симметрично ли ребенок поставил стопы? Несимметричная установка стоп может свидетельствовать о проблемах тазового пояса.

Попросите ребенка достать руками до пола, сделав при этом “горбатую спинку”. Нет ли отклонения туловища от срединной линии при наклоне? Внимательно посмотрите – нет ли сбоку от поясничных позвонков, с одной стороны, продольного мышечного валика, а в грудной клетке – “выпирания” ребер или лопатки с одной стороны.

Попросите ребенка сложить руки на затылок в “замок” и, не опуская рук, наклониться вправо и влево. Нет ли ограничения наклона в одну из сторон? Образует ли позвоночник при таком наклоне в сторону равномерную дугу или в нем видны выпрямленные участки?

Попросите ребенка наклонить голову вперед, и, не поднимая головы, повернуть ее до конца вправо и влево. Нет ли ограничения поворота в одну из сторон?

Посмотрите на ребенка сбоку. Обратите внимание на сутулость или выпрямление грудного изгиба позвоночника. Не “падает” ли ребенок животом вперед? Нет ли смещения центра тяжести тела вперед? (наружное отверстие слухового прохода должно быть над лодыжкой, а не над сводом стопы).

Если Вы заметили какие-либо из перечисленных симптомов – посоветуйтесь с врачом.

Подобные осмотры целесообразно проводить раз в полгода или чаще, особенно в периоды быстрого роста ребенка.

Не сажайте грудного ребенка раньше, чем он сделает это сам. Не носите ребенка на одной и той же руке, не водите его за одну и ту же руку. Ребенку необходима мебель по росту. Рабочее место школьника должно быть хорошо освещено, свет должен падать слева. Рабочее пространство письменного стола должно быть достаточно просторным: на нем должны уместиться не только книга и тетрадь, но и локти, если ребенок сутулится над столом во время чтения или письма – необходимо проверить зрение, возможно, ребенку нужны очки.

Не менее важно и гармоничное физическое развитие ребенка. В его гимнастическом “рационе” должны быть как быстрые движения всем знакомой с детского сада утренней гимнастики, так и упражнения “тянучки” – в медленном темпе, улучшающие эластичность мускулатуры. Не менее важны и подвижные игры: лазание, ползание, кувыркание, бег. Очень полезно плавание. В период быстрого роста следует воздержаться от прыжков с высоты, длительного бега.

Полноценное питание – важнейший фактор. В поисках необходимого компонента костей – кальция многие дети с аппетитом грызут школьный мел. Мел, как известно, не самое вкусное блюдо. В рационе ребенка должно быть достаточно молочных продуктов, овощей и фруктов, рыбы – естественных источников кальция и витаминов.

Не забывайте и о влиянии эмоционального состояния на двигательный стереотип. Дети, страдающие неврозами склонны к сутулости. Всем известно: здоровый психологический климат в семье – прививка почти от всех болезней.

Так как эффективность лечения искривлений позвоночника у ребенка напрямую зависит от того, насколько рано удалось обнаружить отклонения и начать восстановительные процедуры, следует уделять самое пристальное внимание осанке. Хотя остеопатические методы коррекции позвоночника демонстрируют прекрасные результаты и в более взрослом возврате — от 8 лет и старше — лучше, если возможные отклонения от нормы будут выявлены до школы. Так как возрастающие нагрузки на скелет и позвоночник ребенка в период учебы, способствуют быстрому прогрессу деформации осанки.

Возьмите за правило регулярно проводить самостоятельный осмотр ребенка. Это не значит, что следует отказаться от визитов к специалисту — они также должны быть регулярными. При осмотре в первую очередь обращайте внимание на положение лопаток и плеч ребенка. Они должны располагаться на одном уровне. Если оценить положение визуально затруднительно, прибегайте к помощи подручных средств.

Проводя осмотр со стороны спины, легко заметить нарушения осанки у детей по подъягодичным складкам — они также должны располагаться на одном уровне. Еще одни показательный аспект — вертикальное расположение позвоночника. При осмотре спереди нарушения осанки можно заметить по положению ключиц и сосков.

Осматривая ребенка сбоку можно заметить такие отклонения от нормы как сутулость, круглая спина. Для облегчения диагностики воспользуйтесь простым тестом — ребенка следует поставить спиной к стене, так, чтобы он касался ее одновременно затылком, лопатками, ягодицами и голенями. Это правильное положение, в котором должен находиться позвоночник ребенка.

Если осмотр выявил искривление — это еще не повод бить тревогу. Большинство деформаций, особенно в раннем возрасте, легко исправить у специалиста. Проведите дополнительный тест, уложив ребенка на твердую горизонтальную поверхность лицом вниз с вытянутыми параллельно телу руками. Проверьте, сохраняются ли искривления в таком положении.

Если нет, то деформация носит обратимый характер, и исправить ее удастся физическими упражнениями, гимнастикой, постоянным контролем и выработкой правильной осанки. К любом случае, следует обратиться к специалисту-остеопату, который подскажет, как это сделать, скорректировав режим дня, рацион ребенка.

Полезно время о времени проводить тест на проверку тонуса спинных мышц, от чего и зависит положение позвоночника. Ребенка надо расположить на кровати или кушетке лицом вниз так, чтобы часть тела от бедер и выше находилась на весу. Сами при этом удерживайте ноги ребенка. Нормой считается удерживание тела в таком положении:

  • от 30 секунд — для детей в возрасте до 6 лет;
  • от 1 минуты — в возрасте до 10 лет;
  • от 1,5 минут — в возрасте до 16 лет.

Если вами были выявлены искривления позвоночника или установлен недостаточный мышечный тонус, необходимо обратиться к врачу, который займется осанкой ребенка. Обычно для получения более детальной информации о степени нарушениям осанки, назначаются дополнительные обследования — например, топографическая фотометрия.

Помните, что здоровье вашего малыша находится в ваших руках и от правильного бережного ухода зависит в том числе и формирование правильной осанки. Необходимо не только самостоятельно следить за позвоночником малыша, но и регулярно проходить осмотр у специалиста-остеопата, который сможет обнаружить и диагностировать негативные изменения на ранней стадии, когда исправить их достаточно легко. Именно в раннем возрасте, когда ребенок еще не достиг 3-х лет, необходимо максимально пристально следить за его формирующейся осанкой:

  • Грудного ребенка не следует класть и усаживать на мягкие подушки и перины. Кроватка малыша должны быть достаточно жесткой. Приучайте ребенка с раннего возраста спать на жестком;
  • Начиная с возраста 3-х недель малыша уже можно укладывать на живот. Делайте это постепенно, сначала исключительно под наблюдением. Чередуйте положение ребенка — на спине и на животе. Если вы часто носите ребенка на руках, то не делайте это постоянно на одной руке;
  • Не старайтесь научить ребенка ходить в раннем возрасте. Позвоночник и мышцы малыша еще недостаточно окрепли, чтобы выдерживать нагрузки, поэтому в раннем возрасте легко травмировать кости скелета, что впоследствии приведет к нарушениям осанки. Ребенок инстинктивно начнет вставать и будет пытаться ходить, когда его физическое состояние позволит сделать это;
  • С раннего возраста (2-3 года) приучайте ребенка правильно сидеть на стуле. Старайтесь привить ему надлежащее положение, чтобы он запомнил его на рефлекторном уровне;
  • Во время прогулок не водите ребенка за руку, так как в силу большой разницы роста ему придется наклоняться, вытягивать руку, долгое время находиться в неудобном положении, что в итоге отрицательно сказывается на осанке. В раннем возрасте для контроля ребенка используйте специальную прогулочную шлейку.

Первые признаки нарушения осанки

Значение правильного формирования осанки особенно велико в детском возрасте, в период роста скелетных костей. Патологические, но привычные положения тела, быстро вызывают деформации позвоночника, таза, грудной клетки, нижних конечностей, вплоть до стоп.

и сколиотическая болезнь – крайние проявления такой неправильной нагрузки. Реализуется важный биологический закон: функция определяет форму.

Также родители могут сами заметить, что их ребенок начал сутулиться, его позвоночник выглядит несимметрично, а лопатки находятся на разной высоте. Иногда может наблюдаться асимметрия талии, или даже хождение боком, возникновение затруднений при наклонах и т.д.

Поводом для обращения к врачу служат:

  • жалобы ребенка на боль в грудной клетке или спине;
  • болезненность при ходьбе;
  • боль в стопах;
  • асимметрия позвоночника, изменение его изгибов, явные искривления;
  • сутулость в сидячем положении;
  • разная длина ног в позе лежа на животе;
  • высокая частота простудных заболеваний.

Как распознать нарушения осанки?

Тело ребенка стремительно растет, поэтому и формирование осанки происходит до 24-летнего возраста. Искривление позвоночника у детей школьного возраста может быть вызвано множеством факторов, поэтому его здоровье стоит проверять ежегодно. Правильная осанка характеризуется по следующим признакам:

  • Туловище расположено вертикально;
  • Грудная клетка развернута;
  • Мышцы живота подтянуты;
  • Лопатки расположены близко друг относительно друга;
  • Плечи отведены.

Патологией считают любые нарушения этих признаков. Врачи выделяют три степени искривления позвоночника:

  • 1 степень – ребенок способен держать спину прямо и ровно, но забывает об этом, и в свободном положении его осанка нарушена;
  • 2 степень – неровное положение позвоночника исправляется, если ребенок висит на турнике и при распрямлении тела.
  • 3 степень – нарушения сохраняются даже при висе на перекладине.

Сколиоз, классификация сколиозов, диагностика и лечение сколиозов

Обследование больного начинают с общего осмотра. Обращают внимание на осанку (стоит прямо, сутулится, в какую сторону отклонено туловище). Отмечают положение головы, симметрию лица, уровень расположения надплечий, симметрию треугольников и характер линии талии. Фиксируют также расположение пупка, форму грудной клетки, а у девочек симметрию положения и развития молочных желез.

Кроме того, нужно выяснить, на одном ли уровне расположены гребни подвздошных костей, нет ли деформации или укорочения нижних конечностей. При осмотре сзади определяют положение лопаток, наличие кифоза или лордоза в грудном отделе позвоночника, реберного горба, расположение межъягодичной складки. При осмотре сбоку (с обеих сторон) оценивают кифоз и протяженность реберного горба.

Очень важно осмотреть больного со сколиозом в процессе постепенного сгибания головы, грудного, поясничного отделов позвоночника и всего туловища вначале стоя, а затем сидя. В последнем случае неструктурная деформация позвоночника во фронтальной плоскости нивелируется. При осмотре больного в наклонном положении (стоя или сидя) хорошо видна асимметрия мышечного рельефа (в поясничном отделе) и реберный горб (в грудном отделе) на выпуклой стороне искривления.

При неструктурных сколиозах этой асимметрии не бывает. Для оценки высоты реберного горба можно провести несложное измерение. С этой целью больному предлагают постепенно наклоняться вперед, и в момент, когда разница между сторонами (выбухающие и уплощенные ребра) станет максимальной, устанавливают горизонтально поперек позвоночника планку на уровне вершины реберного горба и измеряют расстояние от планки до грудной клетки с уплощенной стороны.

Наиболее достоверную информацию о характере искривления позвоночника дает рентгенологическое исследование. Его следует проводить во всех случаях, когда клинически определяется деформация позвоночника. Выполняют рентгенографию позвоночника в переднезадней проекции в положениях стоя и лежа, а также делают профильный снимок— в положении больного лежа.

Желательно на одной рентгенограмме снять весь позвоночник, а на прямом снимке получить изображение крыльев таза (особенно в период окончания роста). Для специальных целей иногда делают рентгенограммы в положении сидя с наклоном вправо и влево. Кроме определения этиологии, типа сколиоза, его степени и других характеристик на рентгенограммах отмечают признаки прогрессирования деформации, критерий роста позвоночника.

Последний имеет особо важное значение, т.к. окончание роста соответствует замедлению или прекращению прогрессирования сколиоза. Принято различать четыре степени покрытия крыльев подвздошных костей ядрами окостенения: I— появление ядер, II— их развитие до середины крыла подвздошной кости, III— полное покрытие крыла подвздошной кости, IV— полное спаяние ядер с основной костью.

Обследование больного со сколиозом обычно включает антропометрические измерения, дополнительно определяют рост сидя и по его динамике судят о начале периода усиленного роста позвоночника. Иногда оценивают возможность растягивания позвоночника в подвешенном состоянии, например с помощью петли Глиссона.

По разнице роста, измеренного обычным способом и с нагрузкой, судят о стабильности деформации позвоночника. Если искривление позвоночника устраняется в висе или лежа, то говорят о нефиксированном сколиозе (как правило, это неструктурная деформация). Сколиоз, который удается устранить не полностью, является частично фиксированным, а при невозможности коррекции— фиксированным. При нестабильном сколиозе, кроме возможности пассивной коррекции, выявляют также способность к активной самокоррекции деформации.

Для определения уравновешенности сколиоза используют отвес, опущенный от VII шейного позвонка или большого затылочного бугра до межъягодичной складки. Отклонение его в сторону свидетельствует о неуравновешенности деформации (декомпенсированный сколиоз), что создает дополнительные условия неблагоприятной статико-динамической нагрузки и способствует ее прогрессированию.

Проверяют способность к активному самоуравновешиванию за счет перемещения центра тяжести. Для оценки функционального состояния мышц туловища часто используют функциональные пробы на выносливость к длительной статической нагрузке. Так, для определения функционального состояния мышц-разгибателей туловища предлагают удерживать его на весу до отказа от нагрузки.

Этот показатель в норме в возрасте 7—11лет составляет 5—2мин, 12—16лет— 11/2—21/2мин. Аналогичный тест для мышц живота (удержание выпрямленных ног на весу под углом около 30° к горизонтали) в норме составляет не менее 1мин. Для избирательного тестирования мышц брюшной стенки (без участия пояснично-подвздошных мышц) рекомендуется удержание туловища в положении полуприседания (руки на затылке или разведены в стороны) с сильно согнутыми ногами (стопы фиксированы); в норме этот показатель равен 1/2—11/2мин.

Завершая обследование больного со сколиозом, оценивают функцию внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы. Больной со структурным сколиозом обязательно должен быть осмотрен неврологом для уточнения этиологии деформации и происхождения сопутствующих вторичных нарушений функции нервной системы (боль, нарушения чувствительности, движений и т.п.).При метаболических сколиозах важное значение имеет биохимическое исследование крови, мочи.

Определить наличие бокового искривления позвоночника можно и в домашних условиях. Для этого следует осмотреть спину при хорошем освещении в вертикальном и согнутом вперёд положениях. Стоит обратить внимание на наличие следующих параметров:

  • асимметрия ушей, надплечий, лопаток, выступов тазовых костей, крестцовых ямочек;
  • формирование рёберного горба;
  • различие в размере пространств, образованных рукой и талией (так называемые треугольники талии);
  • разная длина рук;
  • наличие видимого отклонения позвоночника в сторону в согнутом положении.

При обнаружении одной или нескольких вышеуказанных особенностей, необходимо обратиться к врачу-ортопеду (читайте нашу статью, как вылечить сколиоз при помощи ортопедических изделий). Для уточнения диагноза могут понадобиться рентгеновские снимки, а также дополнительные методы диагностики (ультразвуковое исследование, магнитно-резонансная томография).

Сколиоз, классификация сколиозов, диагностика и лечение сколиозов

Скелет человека, в том числе и позвоночник, начинает формироваться задолго до рождения человека и продолжается вплоть до его взросления. Особенно важным является период до года, когда ребенок очень стремительно учится владеть своим телом: держать голову, сидеть, стоять ходить. В это время важно не навредить позвоночнику ребенка. В этом помогут некоторые рекомендации:

  • Не приучайте малыша спать на мягком и не усаживайте его на подушки.
  • С самого рождения ребенка стоит периодически выкладывать на животик, а после трех месяцев его бодрствование должно проходить преимущественно в таком положении.
  • Не стоит водить ребенка за руки до того, пока он не научился ходить. То же самое касается и присаживания малыша – не стоит сажать его в стульчик, между подушек или на коленки до того, пока он не начал делать этого самостоятельно.
  • Не стоит постоянно таскать ребенка на одной руке.
  • Следить за тем, насколько правильно малыш держит спину при сидении на стуле можно уже с двух – трех лет.

Особо внимательно нужно следить за правильной осанкой у школьника, поскольку повышенные нагрузки при длительном сидении за партой или у компьютера провоцируют развитие нарушений осанки у подростков.

Предотвратить все возможные негативные последствия можно, с помощью лечения методами исправления осанки у детей, которые можно применять и взрослым.

Корректирующий корсет

Уже несколько веков назад европейская знать широко использовала жесткие корсеты, которые не позволяли им сутулиться. А японским молодым людям специально вшивали в одежду тяжелые деревянные или металлические пластины, которые вынуждали тех держать спину прямо. Сегодня корректирующий корсет можно приобрести в аптеках и ортопедических магазинах.

Он подбирается строго индивидуально, в зависимости от роста и размеров спины ребенка или взрослого. Но изначально необходимо проконсультироваться с врачом – ортопедом о том, когда и сколько нужно носить корсет. Это приспособление поможет выработать у человека привычку держать спину прямо, поскольку согнуться в нем достаточно затруднительно.

Формирование осанки у детей дошкольного возраста невозможно без регулярных физических нагрузок. Спортивные занятия – самая эффективная мера для коррекции осанки у детей. Но если нарушения запущенны и имеют выраженный характер, стоит сначала проконсультироваться с лечащим врачом. Он поможет определить наиболее эффективные и безопасные виды спорта и упражнения для конкретного случая нарушения. Самыми лучшими для лечения нарушений осанки у ребенка являются физические занятия плаванием, танцами, гимнастикой, конным спортом, йогой.

О том, как исправить неправильную осанку у подростка, расскажет врач – специалист по ЛФК. Существуют специальные комплексы упражнений, направленные преимущественно на укрепление спинных мышц и улучшение работы всего мышечного аппарата человека. Такие занятия следует проводить регулярно в виде утренней зарядки или же для отдыха после школьных уроков. Если у ребенка тяжелый случай искривления позвоночника, начинать лечение ему лучше в специальном кабинете ЛФК под контролем специалиста.

Специализированная

и комплексы физических упражнений.

и мануальная терапия.

Применение ортопедических корсетов.

Хирургические вмешательства.

Консервативное лечение нарушений осанки дает выраженный эффект только в период роста позвоночника. На более поздних этапах что-нибудь сделать очень трудно. Хорошо, если ребенок увлекается спортом, но не все его виды могут приносить пользу при уже имеющихся искривлениях позвоночника.

Некоторые виды спорта подразумевают значительные нагрузки на позвоночник: прыжки в высоту, тяжелая атлетика, легкоатлетическое метание, борьба. Игра в теннис, бадминтон или гольф связана с резкими поворотами туловища. Бокс, фехтование, теннис и иные “несимметричные” виды спорта могут быть неподходящими для слабых мышц туловища и спины.

Езда на велосипеде с низким расположением руля способствует формированию круглой спины. Для его предотвращения необходимо выполнять компенсирующие упражнения, тренирующие мышцы – разгибатели спины. Футбол, хоккей и спортивная гимнастика могут представлять опасность для искривленного позвоночника при падениях, толчках и ударах.

Хороший эффект при лечении нарушенной осанки дает сочетание специальных корригирующих упражнений с плаванием. Плавать лучше всего брассом на груди или на спине. При такой технике движения ног и рук выполняются симметрично и одновременно. Также врачи рекомендуют бег по мягкому основанию – к примеру, по песку, катание на велосипеде, прогулки по лесу, хождение на лыжах без использования палок, или с одновременным отталкиванием ими.

Осанка — привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей.

Ведущую роль в оценке типа осанки отводят характеристике изгибов позвоночника. Известно, что у ребенка одновременно с приобретением навыков удержания головы, сидения и стояния постепенно формируются физиологические изгибы позвоночника— кифоз и лордоз. Волнообразная форма и наличие буферных образований в виде межпозвоночных дисков обеспечивают высокие рессорные качества позвоночника, что предохраняет внутренние органы и центральную нервную систему от чрезмерных сотрясений.

Особенности осанки обусловлены, с одной стороны, конституцией человека, с другой— активной деятельностью мышц, которая находится под контролем центральной нервной системы и зависит от психического состояния. В связи с этим осанка может отчасти служить показателем особенностей психики личности.

Осанка может значительно изменяться в зависимости от состояния мышечной системы. Естественной является осанка стоящего человека в положении с опорой на одну ногу. Позу, которую принимает человек, когда его туловище удерживается в выпрямленном положении без особого мышечного усилия, называют привычной осанкой.

При мышечном утомлении, снижении внимания или мышечного тонуса отмечается расслабленная осанка покоя, для которой характерно усиление грудного кифоза и поясничного лордоза. В этом случае грудная клетка кажется уплощенной, а живот выпяченным. Туловище в вертикальном положении удерживается преимущественно за счет связок и костных структур.

Однако при активном мышечном напряжении позвоночник может разогнуться, наклон таза уменьшиться, это – выпрямленная, или рабочая осанка. Привычная осанка занимает промежуточное положение между осанкой покоя (расслабленной) и выпрямленной осанкой (рабочей). Для ослабленных подростков характерна неустойчивая осанка, которая приближается к осанке покоя, но при повторном обследовании отличается от нее изменяющимися значениями дуг грудного кифоза и поясничного лордоза, а также нестойкими боковыми искривлениями позвоночника.

Привычное боковое отклонение позвоночника (чаще влево) называют асимметричным дефектом осанки во фронтальной плоскости. В отличие от других боковых искривлений позвоночника (сколиоз) оно легко устраняется в висе, при нем отсутствуют признаки торсии позвонков (реберный горб, мышечный валик сбоку от искривленного отдела позвоночника).

Комплекс лечебных мероприятий, проводимых при боковом искривлении позвоночника, зависит от его причины, возраста больного, структуры, степени, стабильности, уравновешенности, прогрессирования деформации, типа сколиоза, возможности активной и пассивной коррекции, состояния связочного и мышечного аппарата, функции внешнего дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем.

Больные со сколиозом должны находиться под постоянным наблюдением ортопеда с момента установления диагноза. Контрольные осмотры в период роста проводят каждые 6месяцев, а во время усиленного роста и при прогрессирующих формах сколиоза не реже 1раза в 3месяца. Взрослых с выраженной деформацией позвоночника также ежегодно должен обследовать ортопед, особенно при возникновении болей или нарушении корешковых функций.

В абсолютном большинстве случаев лечение сколиоза консервативное и проводится длительно в амбулаторных условиях; при склонности к прогрессированию или при сколиозах II—III степени у детей школьного возраста— в специализированных учреждениях и санаториях.

Консервативное лечение направлено на предупреждение дальнейшего прогрессирования деформации, улучшение осанки, функции внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы. Лишь при I—II степени деформации, при стабильном уравновешенном сколиозе, не склонном к прогрессированию, удается добиться небольшой коррекции, преимущественно за счет неструктурного ее компонента.

Консервативное лечение сколиоза включает рациональные двигательный режим и питание, общеукрепляющие и закаливающие процедуры, консервативные ортопедические мероприятия (ношение корсета, пребывание в гипсовой кроватке), активную коррекцию деформации (физические упражнения), гидрокинезотерапию, массаж, пассивную коррекцию деформации (лечение положением), физиотерапию (электростимуляция мышц), занятия спортом (лыжи, плавание).

При I степени непрогрессирующего сколиоза комплекс лечебных мероприятий состоит из лечебной гимнастики (упражнения корригирующего характера, дозированно вытягивающие позвоночник, укрепляющие мышцы спины, вырабатывающие правильную осанку), массажа мышц спины (1—2курса по 12—15процедур ежегодно), проводимой ежедневно пассивной коррекции деформации с помощью специального гамачка, валика, асимметричных поз.

Лечение проводится на фоне рационального двигательного режима, сниженной статической и динамической нагрузки на позвоночник. Дети с искривлением позвоночника должны научиться быстро и качественно выполнять домашние задания, а не сидеть часами над уроками, больше гулять и участвовать в подвижных играх.

Следует правильно организовать их рабочее место— высота стола и стула должна соответствовать росту ребенка, источник света должен быть достаточно ярким. Спать они должны на полужесткой постели с невысокой подушкой. Питание должно быть разнообразным, полноценным и витаминизированным. Эффективность лечения оценивается по данным контрольной рентгенографии (переднезадняя проекция в положении стоя) и результатам функционального тестирования мышечной системы.

После завершения роста позвоночника, если деформация осталась в пределах I степени, то, как правило, прогрессирования не отмечают. Взрослым рекомендуют избегать перегрузок позвоночника, избытка массы тела, поддерживать свою физическую форму с помощью систематических занятий физической культурой. Нежелательно выбирать профессию, связанную с длительным пребыванием в статических потах и подниманием тяжестей.

Причины нарушений осанки, возникающие непосредственно в школе

  • Неверно подобранные школьные парты, сидения и столы. Это заставляет ребенка занимать неудобное и неправильное положение для того, чтобы писать, читать и рисовать. Регулярное и длительное нахождение в таких условиях заставляет позвоночник адаптироваться, но ценой нарушения нормальной осанки.
  • Неправильное освещение рабочего места за партой. Часто ребенок вынужден учиться в условиях, когда падающий боковой свет закрывается рукой. Это заставляет школьника занимать неправильное положение за партой и, следовательно, провоцирует нарушение осанки.
  • Неверно оборудованное место для выполнения домашних заданий, чтения и работы за компьютером дома.
  • Постоянное использование гаджетов (смартфонов, планшетов и ноутбуков), не сидя за столом с правильным положением спины, а лежа или сидя в кровати.

Выше приведены лишь основные, часто встречающие причины нарушения детской осанки. Существует также множество более редких причин развития такой патологии (инфекции, аутоиммунные процессы, опухоли и т.д.).

Однако в большинстве случаев возникновение искривления позвоночного столба различных видов возникает по вине самого школьника, его родителей, а также системы образования. Она не обращает должного внимания на ортопедический компонент школьной мебели.

Последствия плохой осанки

Неправильная осанка у ребенка, когда организм еще только формируется, неизбежно приводит к массе неприятностей, а именно:

  • Внутренние органы опускаются, происходит их сдавливание, в результате чего могут развиваться болезни или нарушения всем систем и органов;
  • Из-за нарушения нормального кровообращения становится хуже память, появляются головные боли, быстрая утомляемость;
  • Объем легких заметно уменьшается;
  • Появляются боли в области спины, ребенку становится тяжело долго сидеть;
  • Появляется одышка, отставание в физическом развитии и другое.

Если осанка нарушена со смещением позвоночной оси в сторону, это состояние называют сколиотической дугой. От настоящего сколиоза ее можно отличить лишь путем рентгенографии. Но тем не менее, это заболевание не менее опасно , чем сколиоз и серьёзные искривления влекут за собой инвалидность.

Более других подвержены сколиозу девушки от 11 до 14 лет, когда она очень быстро растет, и при этом начинается половое созревание. Это происходит вследствие того, что мышечная масса не успевает за быстрым ростом скелета. Искривления позвоночника могут сопровождаться возникновением позвоночного горба.

Лечение и профилактика

Главный принцип сохранения правильной осанки – профилактика. Опыт специалистов-

убеждает, что главная роль в формировании и сохранении правильной осанки принадлежит воспитанию и систематическим физическим упражнениям.

Полезные навыки легко вырабатываются в детстве, поэтому начинать формировать правильную осанку необходимо еще до школы:

  • Столы и стулья должны соответствовать росту ребенка по высоте.
  • Приучать детей правильно стоять, сидеть и не сутулиться во время ходьбы нужно уже с 4-хлетнего возраста.
  • Умеренные холодные обтирания не только закалят организм ребенка, но и поспособствуют повышению мышечного тонуса.
  • Важную роль играет правильное полноценное питание с достаточным содержанием всех необходимых веществ – белков, углеводов, жиров, витаминов и микроэлементов.

С началом школьного периода родители должны обратить особое внимание на создание для ребенка благоприятной рабочей обстановки в комнате. Ведь именно в своей комнате ребенок проводит достаточно большое количество времени, выполняя школьные домашние задания, читая, играя на компьютере и т.д. Прежде всего следует позаботиться о том, чтобы ребенок удобно сидел.

Организация рабочего местаРациональная организация рабочего места поможет ребенку сэкономить время, и обеспечит высокую работоспособность. До начала занятий нужно приготовить все необходимые пособия и убрать лишние вещи, чтобы они не отвлекали и не мешали ребенку. Тетрадь, книгу и все то, что необходимо в настоящий момент, удобнее расположить прямо перед собой, посередине стола.

Для профилактики нарушений осанки необходимо обращать внимание также на правильное положение стола и достаточное его освещение во время письма и чтения. Если ребенок правша, то естественный свет из окна должен падать слева. В левом же углу стола нужно поставить настольную лампу, оптимальная мощность которой должна составлять 75 Вт. Нормальное расстояние от глаз до тетради или книги – 30–35 см.

Соблюдение правильного положения тела при работеТакже очень важно следить за соблюдением правильной позы, особенно в процессе письма, так как именно оно вызывает наибольшее утомление, особенно у школьников младших классов. Ребенок начинает неосознанно искать опору для туловища и головы, налегать грудью на край стола.

Это вызывает затруднения дыхания и кровообращения и, конечно же, приводит к дефектам осанки. Так как положение тела наиболее выражено страдает при косом почерке, необходимо приучать ребенка писать с небольшим наклоном букв (в 10–15o).Чередование труда и отдыхаДля школьников очень важно чередовать умственный труд c периодами отдыха.

  • Подвижный образ жизни. Долгое нахождение в сидячем положении провоцирует деформацию позвоночника, приводя к развитию сколиоза, круглой спины, другим опасным изменениям. Необходимо строго контролировать время, которое ребенок проводит перед компьютером, телевизором. При занятиях, выполнении уроков, научите ребенка делать перерывы и небольшую разминку, которая поможет расслабить мышцы, дать отдохнуть позвоночнику;
  • Занятия физкультурой и спортом. Гимнастика, бег, занятия на турнике, лыжи и плавание — эти виды спорта способствуют формированию правильной осанки и общему укреплению организма. Мышечный корсет позволяет удерживать позвоночник в правильном положении даже при долгом нахождении в неудобной позе, во время сна, вырабатывая у детей рефлекторную память и правильную осанку;
  • Удобная мебель. Стул и стол для ребенка необходимо выбирать, руководствуясь его ростом и принимая во внимание анатомические особенности. Хорошо, если мебель будет иметь возможность регулировки под рост. Хорошее компьютерное кресло с поддержкой спины и шеи, подлокотниками поможет сформировать правильную осанку. Немаловажны характеристики постели, в которой спит ребенок. Она должна быть достаточно упругой, чтобы поддерживать позвоночник. Рекомендуется приобрести анатомический матрас с разной степенью жесткости для обеспечения необходимого уровня поддержки каждому отделу позвоночника;
  • Вес. Контролируйте питание ребенка. Его рацион должен быть сбалансирован, чтобы растущий организм получал все необходимые вещества и микроэлементы. Но минимизируйте количество вредной жирной пищи, сладкого, мучного. Эти продукты приводят к быстрому набору веса, что в свою очередь приводит к неправильному распределению нагрузки на скелет. Незначительные на первый взгляд нарушения осанки с возрастом и увеличением веса быстро прогрессируют;
  • Нагрузки. Следите, чтобы в процессе физической активности нагрузка на тело ребенка распределялась равномерно. То есть при занятиях с гантелями — их должно быть две. Купите ребенку ранец, который позволит равномерно распределять вес на спину, а не сумку, вешающуюся на одно плечо. Также отучите ребенка от вредной привычки класть ногу на ногу — это также приводит к нарушениям осанки;
  • Обувь. Правильно подобранная обувь поможет избежать плоскостопия и сделает походку ребенка удобной и легкой. Именно из-за проблем с ногами — того же плоскостопия — часто и развиваются нарушения осанки у детей, вследствие неправильного распределения нагрузки на тело.

Доказано, что сколиоз первой и второй степени успешно корректируется при помощи консервативных методов лечения, к которым относятся лечебная физкультура, лечебный массаж, физиотерапия. Поэтому важно не допустить прогрессирования заболевания, осуществляя профилактику искривления позвоночника.

К действенным методам можно отнести:

  • контроль за правильной осанкой;
  • подвижный образ жизни, прогулки на свежем воздухе;
  • занятия спортом (плавание, гимнастика, волейбол);
  • правильное питание, богатое витаминами и минералами;
  • грамотное обустройство рабочего и спального мест.

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста – это важный подготовительный этап перед обучением в школе. Именно в условиях детского сада ребенок начинает обучаться, сидя за партой, т.е. рисует и играет. В такие периоды важно приучить его к правильному положению спины и рук, что позволит в дальнейшем удерживать правильную осанку при обучении на уроках.

Регулярная гимнастика и несложный комплекс упражнений, который регулярно выполняется ребенком в перерывах между длительными занятиями, также способствует эффективному укреплению мышечного корсета спины. Плавание и упражнения в воде незаменимы для поддержания здоровья позвоночника и его мышц в любом возрасте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о