Нарушение осанки у детей и взрослых профилактика взаимосвязь с плоскостопием и сколиозом

1 : 1 : 4 − Для старших классов и взрослых

Физиологические нормы употребления
питательных веществ меняются с возрастом
и обусловлены энергозатратами организма.

Потребность детей в витаминах повышается
в связи с напряжением процессов роста
и обмена веществ в организме. Т.к. в
организме витамины не синтезируются,
то они должны постоянно поступать с
едой. Недостаток поступления витаминов
– гиповитаминоз.

Лишнее поступление – гипервитаминоз.

При организации питания школьников
нужно уделять внимание горячему обеду
в школе, калорийность которого должна
быть для детей 7-12 лет 500-600 ккал − для
городских школ и 800 ккал − для сельских
(т.к. дети живут дальше от школы).

Правильная осанка

Перед сном приём еды, богатой белками
и жирами, отрицательно влияет на процессы
пищеварения и организм в целом. В период
сна все физиологические процессы
замедляются, что усложняет переваривание
еды. Поэтому детям дают немножко овощей
и молока не позже, чем за 2 часа до сна.

17 Тема: Строение, функции, возрастные особенности мышечной системы. Задержка моторного развития как показатель отклонения в здоровье

Мышцы

поперечно-полосатыегладкие

скелетные мышцы,
мышцы внутренних органов,
мышцы сердца
кровеносных сосудов

Активной частью опорно-двигательного
аппарата являются скелетные мышцы.
Мышцы в организме выполняют следующие
функции:

  • изменяют положение тела в пространстве;

  • осуществляют дыхательные, глотательные
    движения;

  • формируют мимику;

  • участвуют в образовании грудной, брюшной
    и тазовой полостей;

  • изменяют положение глазного яблока;

  • оказывают влияние на слуховые косточки;

  • мышечная деятельность оказывает влияние
    на кровообращение, развитие и форму
    костей.

Каждая мышца – это орган, имеющий
мышечную и сухожильную часть. Пучки
скелетных мышц, всё более укрупняясь,
образуют пучки I, II, и III порядка. Каждый
из пучков разделен прослойками
соединительной ткани, а все мышцы снаружи
покрыты чехлом, тоже соединительнотканным,
который называется фасцией.

Мышцы
прикрепляются к костям при помощи
сухожилий, которые не обладают свойством
сократимости и образованы соединительной
тканью. В организме человека насчитывается
около 600 скелетных мышц. Форма и величина
мышц зависят от выполняемой ими работы.

Различают длинные (мышцы верхних и
нижних конечностей), широкие (широчайшая
мышца спины), короткие (межреберные),
круговые (рта, глаз). По функции различают
мышцы – сгибатели, разгибатели, приводящие
и отводящие, а также мышцы, вращающие
внутрь и наружу.

В процессе развития
ребенка отдельные мышечные группы
растут неравномерно. У грудных детей
прежде всего развиваются мышцы живота,
позднее – жевательные. К концу первого
года жизни в связи с ползанием и началом
ходьбы заметно растут мышцы спины и
конечностей.

За весь период роста ребенка
масса мускулатуры увеличивается в 35
раз. В период полового созревания, наряду
с удлинением трубчатых костей, удлиняются
интенсивно и сухожилия мышц. Мышцы в
это время становятся длинными и тонкими,
и подростки выглядят длинноногими и
длиннорукими.

Мышцы обладают тремя важнейшими
свойствами: возбудимостью, проводимостью
и сократимостью. Сократимость является
специфическим свойством мышц. Возбуждение
и сокращение вызывается нервными
импульсами, поступающими из нервных
центров.

Сокращаясь, мышцы выполняют
работу. Работа мышц зависит от их силы.
Мышцы тем сильнее, чем они толще. Работа
мышц – необходимое условие их
существования. Длительная бездеятельность
мышц ведет к их атрофии и потере ими
работоспособности.

Мышцы человека в состоянии покоя
частично сокращены. Это состояние, когда
мышца напряжена, но не производит
движения, называется тонусом мышцы.
Тонус мышцы играет важную роль в
осуществлении координации движений.

Исследования показывают, что школьники
7-11 лет обладают низкими показателями
мышечной силы. Дети такого возраста
более приспособлены к кратковременным
скоростно-силовым динамическим
упражнениям.

Наиболее интенсивно мышечная сила
увеличивается в подростковом возрасте.
С 18 лет рост силы замедляется и к 25-30
заканчивается.

В течение длительного периода онтогенеза
формируется одно из важнейших качеств
– выносливость. Выносливость к
динамической работе еще очень невелика
в 7-11 лет. С 11-12 лет дети становятся более
выносливыми.

Исследования показывают,
что хорошим средством развития
выносливости являются ходьба, медленный
бег, передвижение на лыжах. К 14 годам
мышечная выносливость составляет
50-70%, а к 16 годам – около 80% выносливости
взрослого человека.

Болит спина

Как известно, правильно подобранный
ритм и достаточная, но не чрезмерная,
нагрузка предотвращают быстрое
наступление мышечного утомления.
Работающая мышца нуждается в постоянном
источнике энергии, которая освобождается
благодаря окислительным процессам.

После прекращения работы наступает
восстановительный период. Его
продолжительность зависит от возраста,
пола и тренированности организма. По
мере роста и развития детей увеличивается
объем и масса мышц, повышается их сила
и выносливость.

Кожный анализатор

Обоняние позволяет различать запахи
различных веществ. Его рецепторы
находятся в слизистой оболочке
верхнезадней части полости носа. Общая
площадь обонятельного эпителия составляет
2,5 см2 и состоит из рецепторных
клеток, которых у человека насчитывается
около 60 млн.

Реснички клеток погружены
в слой слизи и не способны активно
двигаться. При вдохе молекулы пахучих
веществ возбуждают их. Нервные импульсы
поступают по обонятельному нерву во
внутреннюю поверхность полушарий, где
происходит распознавание запахов.

У новорожденных реакция на запах
ослабевает скорее в результате более
быстрой адаптации обонятельных
рецепторов. На 4-м месяце жизни ребенок
начинает отличать приятные запахи от
неприятных и отвечать на них адекватной
реакцией.

Кожный анализатор представлен
совокупностью рецепторных образований,
обеспечивающих температурные, тактильные
и болевые ощущения. Его периферические
отделы расположены на поверхности тела
(в коже, слизистых оболочках), в глубине
тела (например, механорецепторы
сердечно-сосудистой системы) и могут
входить в состав специализированных
сенсорных органов (глаз, ухо).

Количество рецепторов различного типа,
приходящихся на 1 см2 кожной
поверхности, в разных её участках
неодинаково и составляет в среднем: 50
болевых, 25 тактильных, 12 холодовых и 2
тепловые точки. Наибольшая чувствительность
присуща губам и кончикам пальцев.

Терморецепторы играют важную роль в
сохранении постоянства температуры
нашего тела. Тактильные рецепторы
(механорецепторы) обеспечивают восприятие
механических воздействий, ощущение
давления, прикосновения, вибрации.

Болевые рецепторы (ноцирецепторы)
реагируют на болевые раздражения и
позволяют избегать действия агентов,
повреждающих клетки и ткани. Совокупность
всех этих ощущений составляет чувство
осязания.

Сигналы от кожных рецепторов поступают
по сенсорным (афферентным) нервам в кору
больших полушарий, где и осуществляется
анализ и окончательная переработка
сенсорной информации.

Возбудимость кожного анализатора
максимальна с 17 до 27 лет, но может резко
изменяться в зависимости от состояния
коры головного мозга, снижаясь, например,
при утомлении и сильных эмоциях.
Одновременное раздражение других
анализаторов также заметно снижает
кожную чувствительность, даже ощущение
боли средней силы в данном случае
существенно уменьшается.

ЛФК – непременная составляющая профилактики плоскостопия

Своевременная профилактика предупреждает нарушения осанки, развитие плоскостопия в детском и взрослом возрасте. В детских оздоровительных учреждениях (ДОУ) обычно проводятся занятия, направленные на предотвращение развития таких патологий.

Плоскостопия
  1. Периодическое посещение ортопеда.
  2. Подбор удобной обуви с невысоким каблуком.
  3. Дозировка нагрузки и отдыха.
  4. Закаливание.
  5. Физкультура для ног.
Сколиоза
  1. Правильное обустройство рабочего места.
  2. Физкультура. Необходимо делать перерывы между сидячей работой.
  3. Активный образ жизни. Плавание является эффективным методом профилактики.
  4. Массаж.
  5. Полноценное питание.

Статья проверена

редакцией

Урокам ЛФК следует уделять пристальное внимание. Занятия выполняются систематически. Нарушение правила становится причиной низкой эффективности.

Если ребёнок маленький, проводить занятия ЛФК лучше в игровой форме, чтобы упражнения не воспринимались как обязательно-утомительный урок. Для привлечения интереса малыша к упражнениям ЛФК, каждому потребуется придумать подходящее название. Примерный конспект игровых занятий:

  • ходьба на цыпочках – «великан», «кто выше?», «какой большой!»;
  • ходьба с поворачиванием стоп наружу – «мишка косолапый по лесу идёт»;
    Прогулка по неровной поверхности

    Прогулка по неровной поверхности

  • ходьба босиком по наклонной неровной поверхности – «идёт бычок, качается» (специальный коврик из полосы плотной ткани с нашитыми выпуклыми пуговицами укладывается на доску, положенную с небольшим наклоном; ступая по ней босой ногой, ребёнок непроизвольно поджимает пальцы, что вызывает напряжение мускулатуры свода стопы);
  • игра «попробуй, достань»: ребёнок, сидя на стуле, старается пальцами ног захватить с пола маленькие предметы (карандаши, верёвочки), подтягивая к себе. Постепенно упражнение возможно усложнять, пробуя поднимать и передавать предметы из одной «ножки-ручки» в другую;
  • «каток»: сидя на стуле, выполняется перекатывание ступнями ног круглой гладкой палки диаметром 3 см.

На уроке нужно чаще хвалить малыша, стимулируя усердие. Родители могут устроить соревнование и принять участие, но победителем непременно должен выйти ребёнок.

Полезно больше ходить босиком, в естественных природных условиях – по траве, гальке, камешкам. Большое значение приобретают водные процедуры: кроме укрепления мускулатуры, они оказывают закаливающее действие.

Нарушение осанки проходит в развитии три стадии:

  1. Лёгкая сутулость, носящая слабовыраженный характер, возникает у ребёнка в начальных классах. Для предупреждения в младших классах взрослым достаточно чаще напоминать о необходимости выпрямиться.
  2. В средних классах и старших классах появляется отклонение от нормы, имеющее устойчивую форму, вызванную слабостью мышечного корсета, корректируется уроками физкультуры в школе.
  3. Искривление позвоночника, затрагивающее костный аппарат и с трудом поддающееся лечению. Школьные уроки физической подготовки в классах полностью заменяются ЛФК. Необходимые упражнения в классах порекомендует инструктор ЛФК. Для удобства родителям стоит записать тему в виде конспекта, чтобы ежедневно заниматься с ребёнком дома. Рекомендуется как необходимая мера предупреждения дальнейшего развития серьёзного заболевания.
Профилактика сколиоза

Профилактика сколиоза

Профилактика возникновения подобных нарушений здоровья ребёнка – прямая обязанность взрослых, особенно родителей, начиная с момента, как малыш встаёт на ноги. При вертикальном положении тела на ступни ложится ощутимая нагрузка. Если мышцы стоп недостаточно укреплены, возникает угроза развития плоскостопия.

Ступни считаются своеобразными амортизаторами человеческого скелета, природой предназначены для смягчения толчков, возникающих во время ходьбы, прыжков. При плоскостопии происходит деформация стопы, её свод опускается либо исчезает.

Амортизационные функции стопы нарушаются, возникает тяжёлая походка, боль в ногах, перекашивание тазовых костей при ходьбе, приводящее к неправильной позе и искривлению позвоночника. Плоскостопие и нарушение осанки тесно связаны между собой: появление первого неизбежно сказывается на втором.

Профилактика плоскостопия оказывает влияние на предупреждение деформаций в развитии детского скелета, но определить наличие заболевания у ребёнка получится при достижении возраста 4-6 лет. По законам биологии детская ступня снабжена жировой подушечкой на подошве, маскирующей свод стопы.

Общие методы лечения сколиоза и плоской стопы

Чтобы лечение было успешным, необходимо как можно раньше диагностировать патологию. Больной должен четко следовать назначенной терапии. Важно постоянство, восстановление займет длительное время, требующее от пациента выдержки.

Комплекс упражнений

Лечебная физкультура при плоскостопии оказывает выраженный положительный результат на первых двух стадиях и только у детей, когда стопа легко поддается влиянию.

Упражнения выполнять лучше на коврике.

Лежа можно выполнять следующее:

  1. Тянуться пальцами стопы на себя и от себя до появления легкой усталости в мышцах.
  2. Согнуть ноги в коленном суставе, ступни должны стоять на коврике. Не отрывая пальцы от коврика, поднимать пятки. Упражнение необходимо повторять 20 раз.
  3. Приподнять ноги, пальцами стопы поочередно провести по другой ноге вдоль голени.

Упражнения сидя:

  1. Сидя, вытянуть ноги, наклониться к ним, схватиться за пальцы ног, начать тянуть их на себя.
  2. Согнуть ногу, поставить под стопу мячик, перекатывать его, затем сменить ногу.
  3. Выпрямить ноги, тянуть пальчики к полу.
  1. Ходьба на пятках, носочках, внутренней и внешней стороне подошвы.
  2. Перекатывать скалку, гимнастическую палку или мячик.
  3. Стараться взять пальчиками мячик, карандаш, листок бумаги.

Разминочные упражнения:

  1. Приседания. Руки необходимо выпрямить перед собой. Необходимо следить за поддержанием ровной спины.
  2. Потягивания. Глубоко вдохнув, поднимают прямые руки вверх, тянутся со всей силы вверх. Выдыхая, опускают руки вниз.
  3. Поднять максимально колено, держать 3 счета. Затем колено опускают. Количество выполнений – 10 раз.

Намеченная программа выполняется не спеша, требуется статическая, а не динамическая работа. Повышается тонус ослабевших мышц. Не нужно нагружать себя лишним весом. Это чревато травмами.

Если какое-то упражнение вызывает болевые ощущения или дискомфорт – обратитесь к своему врачу для коррекции комплекса.

Основные упражнения:

  1. Ложатся на коврик или пол, делают махи ногами, поднятыми до 40-45 градусов от пола. Выполнять махи – 10 раз. Количество подходов – 4.
  2. Принять коленно-локтевое положение. Медленно прогибать и выгибать спину. На пике движения задерживаться несколько секунд.
  3. Стать в коленно-локтевую позу. Поднять, вытянуть противоположные руку и ногу. Удержаться так на 3 секунды. Сменить руку и ногу. Повторять до чувства мышечной усталости.
  4. Лечь на бок, куда искривлен позвоночник. Подложить под поясничный отдел валик из полотенца, согнуть верхнюю ногу, руку вытянуть над головой, кисть нижней руки подвести под шею. Пролежать так 10 секунд. Перевернуться на спину, чтобы отдохнуть. Количество повторов – 5.

Конец тренировки позволяет восстановить сбившееся дыхание, дать расслабиться напряженным мышечным группам:

  1. Перекаты на спине. Садятся, обхватывают руками колени, прижимая их к груди. Повторять перекаты 7 раз. Является своеобразным массажем для спины.
  2. Ходьба в течение 30 секунд с высоко поднятыми руками над головой. Главное, при движении не торопиться, глубоко дышать.
  3. Руки завести за спину, сомкнуть. Ходить на пятках по кругу в течение 30 секунд.

Назначение ЛФК проводится индивидуально. Врач способен корригировать рациональный объем движений и нагрузки. Делается акцент на методическом повторении комплекса.

Обувь и стельки

Обувь важна в профилактике, лечении плоскостопия. В случае развитого заболевания, назначается специальная ортопедическая обувь, которую в идеальном варианте шьют под заказ. Она должна соответствовать следующим критериям:

  • широкий носок;
  • твердый задник;
  • широкий каблук не выше 3-4 см;
  • эластичная подошва;
  • фиксируется шнурками;
  • зимой обувь должна обхватывать ногу выше щиколотки для прочной фиксации.

При плоскостопии нельзя носить обувь без задника.

Стельки бывают:

  • стандартные;
  • индивидуальные;
  • профилактические. Позволяют эффективно снизить нагрузку на стопу, предотвратить развитие плоскостопия;
  • лечебные.

Стандартные ортопедические стельки могут подойти не всем. Идеальный вариант – изготовление на заказ с учетом патологии.

Другие

Массаж Эффективен в начале заболевания. Позволяет устранить болезненность, улучшает микроциркуляцию и расслабляет напряженные мышцы.
Физиопроцедуры (Электрофорез, электромиостимуляция, УВЧ-терапия) Применяется в комплексной терапии. Стимулирует микроциркуляцию, снимают боль.
Оперативное лечение Применяется в тяжелых случаях, когда консервативные методики не помогают.
Ношение корсета Позволяет держать позвоночник в правильном положении. Поддерживает ослабший мышечный каркас.

Причины распространённого нарушения

Возможной причиной считается наследственность. Если плоскостопие имеется у близкого родственника – отца, матери, – ребёнку необходимы наблюдение и регулярные консультации врача-ортопеда, чтобы застать болезнь на ранних стадиях развития и принять меря для предотвращения.

Отрицательным фактором часто выступает лишний вес, что неудивительно: кости скелета рассчитаны на посильную нагрузку, превышение возможностей организма приводит к деформации. Если ребёнок слишком полный для собственного возраста и роста, необходим строгий контроль родителей за детским питанием. Советы диетолога не будут лишними в тревожной ситуации.

Травмы стоп бывают причиной возникновения плоскостопия. Частые «подвихивания» говорят о слабости связочного аппарата голеностопа, от которой прямой путь к появлению дефекта.

Техника массажа

Техника массажа

В конечном счёте, нарушение осанки и плоскостопие возникает на фоне слабого развития мускулатуры ног, преимущественно стоп. Укреплению мышц стопы способствует простой массаж ступней. Выполнять допустимо самостоятельно, даже не будучи мастером высокого класса. Описание массажа получают в кабинете ЛФК детской поликлиники.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о